Территория комплекса очень большая – всего 28 гектаров общей площади, и делится она на две части – два холма, разделенных оврагом. Поэтому есть территория верхняя – с более высоким холмом, и территория нижняя – с более низким холмом. На верхней территории сегодня находится заповедник, а на нижней – живут монахи. Монастырь относится к Украинской православной церкви и подчиняется Московскому патриархату. 

       
     
    На верхней территории сосредоточен основной архитектурный ансамбль, четыре музея и выставки. На нижней – находятся оба комплекса пещер, а над ними – два архитектурных комплекса. Там же размещается резиденция митрополита Владимира, духовная семинария, академия, экономическая, хозяйственная части монастыря, келейные корпуса.  
       

Лавра окружена крепостными стенами. На верхней территории крепостную стену строили в конце 17 – начале 18 века по плану и на средства украинского гетмана Ивана Мазепы. С того времени она никогда не разрушалась, а только периодически реставрировалась. Ее общая протяженность – километр и 80 метров, максимальная высота – семь метров, толщина стены – три-четыре метра. В нее встроены шесть сторожевых башен, две церкви – церковь Троицкая, где находится главный вход, и церковь Всех святых или Мазепинская (в честь украинского гетмана, на средства которого она строилась).

Нижняя территория окружена второй крепостной стеной. Она строилась уже в середине 19 века и надежно защищала монастырь от нападения врагов, если бы такие произошли. К счастью, когда строилась эта стена, на нижнюю территорию особых нападений уже не совершали.

Архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры формировался в течение девяти веков, поэтому в нем представлены разные архитектурные стили. Это один из самых уникальных архитектурных ансамблей мира.

Одна из самых ценных построек, дошедшая до нашего времени в оригинале, украшает главный вход – это Троицкая надвратная церковь. Как мы читаем в “Повести временных лет”, написанной Нестором Летописцем в этом монастыре в начале 12 века, эта церковь строилась на средства Черниговского князя Святослава Давыдовича в монашестве Николы Святоши, правнука великого Киевского князя Ярослава Мудрого. 

       
     
    Эта церковь никогда не разрушалась. Менялся ее внешний облик и менялся ее интерьер, поэтому то, что мы сегодня видим на внешних стенах – на восточной и западной стене, это уже 18 и 19 век, внутри полностью сохранился интерьер первой половины 18 века, с уникальной живописью, выполненной лучшими представителями лаврской иконописной школы в стиле украинское барокко.   
       

 Успенский собор – главная церковь монастыря – после пожара в 18 веке также была расписана в стиле украинское барокко. И, к счастью, перед тем, как в 19 веке ее начали перерасписывать, из Санкт-Петербурга приехал профессор Солнцев. Он полностью зарисовал всю церковь. Все рисунки, все эскизы хранились в Петербурге в Академии художеств.  

       
     
    Теперь, когда снова восстановили Успенский собор на территории Лавры, там работают художники тоже в стиле украинского барокко. И интерьер, который там сейчас создается, это копия интерьера, который был в этой церкви в 18 веке. Поэтому это совершенно уникальная живопись, удивляющая и запоминающаяся.  
       

 Никола Святоша построил в Лавре не только Троицкую церковь. Благодаря ему здесь появилась больница – это была одна из первых лечебниц в Киевской Руси. Сюда приходили за квалифицированной медицинской помощью все. Народ врачевал известный врач Агапит, живший здесь в начале 12 века. Он лечил травами, руками, лечил богатых и бедных. Причем совершенно бескорыстно – никогда не брал никаких денег за свои услуги. А все подарки, приношения, которыми его благодарили пациенты, Агапит отдавал монастырю. Поэтому после смерти он, как и все монахи, был захоронен в пещерах, и впоследствии канонизирован. Сегодня он относится к числу наиболее почитаемых святых Печерского монастыря. И уже позже на территории этой больницы был открыт монастырь, в котором жили пожилые монахи. Можно даже сказать, что это был дом престарелых для священнослужителей. Монастырь был закрытого типа, и посторонних туда не пускали. Могли приходить только те, кто нуждался в медицинской помощи. Здесь же, в этом монастыре, в начале 20 века находилась и аптека. Был построен большой двухэтажный корпус, на первом этаже которого и разместили аптека. И те, кто нуждался в лекарствах, могли прийти в Лавру и приобрести их. В основном, это были травы. 

       
     
    Святой Агапит.  
       

 Говоря о Киево-Печерском монастыре, мы отмечаем, что это был один из первых монастырей на Киевской Руси. В Повести временных лет мы читаем, что основали его монахи Антоний и Феодосий в 1051 году. Это было еще при Ярославе Мудром. Они вынуждены были жить в пещере, которую предположительно вырыли варяжские купцы. Хоть по одному из предположений, пещеру вырыл пресвитер Илларион, духовный наставник княгини Ольги, поскольку здесь рядышком находилась загородная резиденция киевских князей.

Версия о варяжском начале пещер гласит, что ее вырыли купцы и использовали как перевалочный пункт. В комплексе дальних пещер даже есть отсек, который так и называется “Варяжская пещера”. Поэтому в свое время люди пытались найти там какие-нибудь древние сокровища – коль там хранились товары. Но так ничего и не нашли.

Так или иначе, монахи вынуждены были жить в пещере, поэтому монастырь и получил название Киево-Печерский, от древнерусского слова “печера”. Но жить долго под землей они и не могли – численность монахов увеличивалась. Да и условия жизни были сложные – грунты у нас мягкие, это полтавский песчаник, поэтому оползни и обвалы случались регулярно. И когда уже монастырская братия насчитывала 20-25 человек и в пещерах у них были и подземная церковь, и келии, и трапезная (это была уже небольшая община) – киевский князь Изяслав пожертвовал монахам гору над пещерами. Вот так появляются первые деревянные постройки наверху. И монахи, конечно же, переселяются наверх. Антоний оставляет в этом монастыре игуменом Варлаама, а сам в овраге под холмом роет для себя вторую пещеру. Так появляется второй комплекс. Поэтому, говоря о возрасте пещер, мы отмечаем, что возраст ближних, антониевских, нам известен – это 60 годы 11 века, а вот относительно возраста дальних пещер никто четкой информации дать не может.

В 70 года 11 века киевский князь Святослав жертвует монастырю второй, более высокий холм. И в центре, на площади, строится каменная Успенская церковь. Это первая каменная постройка на этой территории. И поскольку пещеры находятся на разном расстоянии от нее, мы их называем ближними и дальними. Со строительства Успенского собора начинается застройка всей верхней территории и продолжается практически до начала 20 века. Это связано с тем, что постройки разрушались очень много раз. Их разбивали половцы, монголо-татары, крымские татары, немцы. Здесь были пожары, землетрясения. Естественно, что после каждого из таких событий от построек остаются только руины. 

       
     
    Иногда Лавра оказывалась полностью или частично разбитой  
       

 Нужно учитывать также тот момент, что первый архитектурный ансамбль состоял из деревянных построек, каменных зданий на то время было три – Успенская церковь, рядом с ней трапезная палата и трапезная церковь и Троицкая надбрамная церковь, украшающая главный вход. Поэтому, когда в 1718 году во время пожара все деревянные постройки сгорели, перед монастырем встала важная задача – построить полностью новый каменный ансамбль. Сюда приезжают лучшие специалисты, лучшие архитекторы и каменщики. Они работают на территории Лавры и создают уникальный архитектурный ансамбль, оформленный в стиле украинского барокко. Это стиль также называют мазепинским, потому что именно он привез барокко из западной Европы. У нас он трансформировался под особенности нашей архитектуры и традиции, и вошел в историю, как украинское барокко.  

       
     
    Для этого стиля характерны грушевидные купола, которые начали покрывать позолотой, обильный растительный орнамент на культовых постройках, настенная живопись не только внутри, но и снаружи. Для построек гражданского назначения – многопрофильные карнизы, пилястры, сандрики треугольной и полусферической формы. Все эти элементы и украшают наши постройки.  
       

 В 18 веке большая часть зданий была одноэтажной, поэтому вторые этажи достраивались в 19 веке и уже совсем в другом стиле. Есть постройки, где четко видно эту вековую разницу этажей.

Киево-Печерский монастырь всегда был религиозным центром – на территории множество церквей, в пещерах лежат святые мощи. Всего там находится 122 останков, из них 33 святых – полностью мумифицированы. К ним относятся и Нестор Летописец, и врач Агапий, и художник Алипий, в 11 веке возглавлявший иконописную мастерскую, расписывавший Успенский собор и писавший чудотворные иконы. Кроме того, своими минеральными добавками он лечил кожные заболевания. В пещерах захоронен и Илья Муромец – это тоже один из святых Киево-Печерского монастыря, посещаемый нашими паломниками. В пещерах находится захоронение 12 братьев-греков, которые по преданию строили в 11 веке Успенский собор. Там же и захоронение Иоанна-младенца, убиенного еще до введения христианства на Киевской Руси. Он был принесен в жертву языческим богам, потом его останки нашли и канонизировали. Сегодня это покровитель женщин, которые страдают бесплодием или женщин, которые должны вот-вот родить ребенка. Таких святых на территории Лавры очень и очень много – это всегда привлекало паломников. И, кроме того, на территории находятся 20 действующих церквей.

Но Лавра была важна не только в религиозном плане, но и в общественном. В монастыре в 1615 году была открыта типография. В Киеве это была первая типография, в Украине – третья, после Острожской и Львовской. И нужно сказать, что она завоевала популярность не только на территории Российской империи, но и в Западной Европе, потому что книги печатались на шести языках. Из них два – европейских языка – польский и немецкий. Причем это была литература не только богословского характера. Дело в том, что в 1632 году митрополит Петр Могила открыл здесь школу. Потом он соединил ее с Братской киевской школой, и появилась Киево-Могилянская академия – первое высшее учебное заведение Восточной Европы, где могли изначально учиться абсолютно все. Уже позже начались отборы, по которым студенты попадали в вуз. И коль здесь была школа, то нужны были книги. И в типографии печатались учебники, первые учебники, словари, буквари, календари.

В Украине также жили образованные монахи, знавшие по несколько иностранных языков, включая латынь. Практически все они имели небольшие библиотеки. Кроме того, в 18 веке открыли большую публичную библиотеку во втором ярусе главной Лаврской колокольни, а митрополиты давали деньги на открытие школ и предоставляли возможность населению пользоваться своими личными книгами. Поэтому, говоря о Киево-Печерском монастыре, мы отмечаем, что это был центр духовности, образования и культуры.

Жил монастырь за счет пожертвований, поэтому постепенно он и владения свои расширял, и благосостояние улучшал. Со временем ему присвоили ряд привилегий – автономию и почетный титул “лавра”, что в переводе с греческого означает “город” или “жилой квартал”. И это действительно был город в городе. Хотя Киево-Печерский монастырь до середины 18 века размещался, по сути, в пригороде. Потому что там, где сейчас у нас находится улица Крещатик, раньше была речка. Но она постоянно высыхала, и в 40 годы 19 столетия построили улицу в 1200 метров протяженностью. По одну сторону Крещатика был Киев, а по другую – холмы. Но местность здесь очень хорошая, рядом вода, поэтому ее постепенно стали застраивать. И Киево-Печерский монастырь сначала стал частью города, а после и центром самого престижного районы столицы – Печерского.

Вообще монастырей, которые носят титул Лавры – немного. Этот титул имеют только православные мужские монастыри, которые оказывали большое влияние на население и имели большие привилегии, пользовались автономией. Самый старый из них – это Афонский монастырь в Греции. В России их два – Троицко-Сергиева Лавра в Загорске в Москве и Лавра Александра Невского в Санкт-Петербурге. В Украине три лавры – Киево-Печерская, лавра Почаевская в Западной Украине и лавра Святогорская в Донецкой области.

Но после Октябрьского переворота 1917 года церковь официально отделяется от государства, а школа – от церкви. И на территории монастыря открывается масса различных музеев, организаций и постепенно в голову руководства Украинской республики приходит идея открыть на территории Лавры огромный музей. Ведь постройки, которые здесь находятся, все коллекции сакральных вещей – это абсолютно уникальные вещи, которые должны охраняться и показываться народу. Именно на этих образцах мы должны учить культуру, историю. Поэтому в 1926 году и был открыт наш музей. Сегодня вся эта территория принадлежит государству и все работы, проводимые здесь, также финансируются государством. Потому что каждая постройка тут – это отдельный архитектурный шедевр.

НА ЗАМЕТКУ

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт с 09:30 до 18:00. Заповедник работает без выходных, в летний период – до 20:00. Вход на территорию платный (25 гривен). Смотровые и тематические экскурсии по Заповеднику продолжаются от 1 до 3 часов.