В 1891 году в доме N19 по Рейтарской произошла встреча Чайковского с композитором Лысенко. “Чайковский обнял Николая Витальевича и поздравил с талантливым произведением”, — вспоминал впоследствии Михаил Старицкий (речь об авторском исполнении оперы “Тарас Бульба”). Кстати, основоположник украинской классической музыки, прожив в этом доме с 1888 по 1894 годы, создал такие оперные произведения, как “Наталка-Полтавка”, “Тарас Бульба”, “Коза Дереза”, “Зима и весна” и др., написал ряд теоретических трудов по истории украинской народной музыки. Любопытно, что на этой же улице, в доме N13, жил и племянник Чайковского, внук известного декабриста — Юрий Давыдов. Именно он способствовал открытию Киевской консерватории, а в 20-х годах прошлого века организовал в собственной квартире оперную студию.

Звуки кларнетов, скрипок, бандуры, виолончелей раздавались здесь повсюду. В самом центре Ярославова Вала (в доме N15) размещалось элитное Музыкально-драматическое училище имени Н. В. Лысенко, которым с 1904 года руководил сам автор “Наталки-Полтавки”. Преподавательскому составу школы мог бы позавидовать самый престижный колледж в Европе. Класс фортепиано возглавлял Лысенко, скрипки — Е. Вонсовская, сценического искусства — М. Старицкая, пения — А. Мишуга.

Если с Ярославова Вала по улице Олеся Гончара мы снова возвратимся на Рейтарскую, то попадем в царство архитектурных сюрпризов. Прелюдией является угловое здание (N31/16), эркер которого поддерживают два свирепых дракона. Чуть дальше вас поразит трехэтажный дом (N22), похожий на венецианское палаццо. Лепные украшения сталактитами свисают с фигурных карнизов, а широкий балкон по центру сохранил очертания некогда бывшей здесь надписи: “Общество скорой медицинской помощи”. И хотя Общество было создано в 1901 году и имело уже несколько адресов, новое здание (арх. И. Зекцер), возведенное в 1914 году, было универсальным.

Здесь — как лечебные палаты и кабинеты врачей, так и управление Общества, помещение клуба, казармы, конюшни (затем — гаражи для карет скорой помощи) и даже две квартиры. Говорят, что зодчий, строивший здание, попал под трамвай и скончался в этой же больнице. Учитывая, что напротив, в доме N25, жил Михаил Булгаков, напрашивается мысль: не послужил ли этот случай “прообразом” к эпизоду с Берлиозом в романе “Мастер и Маргарита”?

Еще интересный факт. В 30-е годы прошлого столетия, в период “трений” с советской властью, управдомом упомянутого квартала на Рейтарской был архитектор Александр Вербицкий, автор железнодорожного вокзала (1932), городских ж/д касс (1912) и нескольких домов, в том числе N20 по ул. Рейтарской (1912). Здесь зодчий чувствовал себя, как дома. И сегодня фасад в стиле рационального модерна привлекает к себе внимание прохожих: лепные гирлянды цветов, вазы, розетки и маскароны в виде женских голов вкраплены в массив здания, словно “лирические отступления”. А угловая башня с остроконечным шпилем хорошо перекликается с “рыцарской” башней на Ярославовом Валу, 1.