Дождавшись, пока киевлянам будет не до протестов, в первые дни наступившего года экскаваторы сносили постройки первого киевского водопровода. Точно так два года назад под покровом новогодней ночи разрушили здания первого киевского телеграфа. На месте снесенных домов на Набережном шоссе должны появиться две гостиницы, проект которых в конце 2009 года за один день (!) согласовали на градсовете, а депутаты продали под него участок земли.

Вел себя застройщик, как вор, на котором шапка горит. Техника появилась 1 января: даже забор не установили перед тем, как начать снос. Ни о каком информационном щите и речь не шла – явно хотели успеть, пока никто не заметил.

На месте трех снесенных зданий водопровода (№2, №4, №8 по Набережному шоссе) ныне – руины. А ведь эти дома 1872–1892 годов постройки – уже два года как памятники архитектуры (хотя табличек на них и не было), а приехавший по вызову наряд милиции проверил разрешительные документы и уехал.

– Второго числа я вышел на работу, уже сносили, – рассказывает охранник единственного уцелевшего здания №6. – Началось все в ноябре, когда приезжали геологи, бурили скважины, пробы грунтов брали. Эти три здания, сколько я помню, были заброшены. В них только крысы да бомжи водились, поэтому и горели дома несколько раз. Давно пора на их месте что-то построить, чтобы перед туристами стыдно не было.

Вчера возле Колонны Магдебургского права целым оставался только фасад здания №6, но и этот дом уже начали сносить. Развалины вдоль набережной огорожены наспех установленным неокрашенным забором.

Согласовали проект и продали участок всего за один день – уникальный случай для Киева, где бюрократические инстанции обычно проходят годами. 24 декабря 2009 года на заседании градсовета обсуждался проект застройки набережной возле Колонны Магдебургского права. Адрес размещения двух гостиниц: Набережное шоссе 4, 6, 6а, 8, 8а. Здесь предложили построить 5–7-этажные 4-звездочные гостиницы на 300 номеров, очертаниями напоминающие теплоходы. Архитекторы были против идеи начать застройку днепровских склонов на оползнеопасном склоне. Но проект утвердили с доработками: рекомендовали снизить этажность, разработать транспортную схему и доработать фасад. В тот же день депутаты Киевсовета по-быстрому продали за 21 млн грн полгектара земли на Набережном шоссе, 4–6, и 0,3 га за 11 млн грн на Набережном шоссе, 8, некоему «Будсервискомплекту».

 

Знающий человек

«Строить в этом месте – преступление» Михаил ДегтЯрев, киевовед:

– Это – охранная зона ландшафта «Киевские склоны», где запрещено новое строительство. Возводить гостиницы на оползнеопасном склоне, да еще с подземным паркингом – преступление. Представьте, как будет выглядеть памятник. Колонна на фоне двух гостиниц-кораблей потеряет свою монументальность, будет выглядеть, как спичка. Три уничтоженных здания входят в свод охраны памятников, у них есть охранные номера. Госслужбы допустили, чтобы дома довели до разрухи, несколько раз те горели, долго стояли заброшенными. В цивилизованных странах в такой ситуации проводят конкурс, победитель которого реставрирует здание, делает там музей. За это инвестор получает право обустроить в здании кафе или ресторан.

 

Справочная «Газеты…»

В начале 1870-х годов на набережной началось строительство первой очереди киевского централизованного водопровода, для которого использовалась днепровская вода, очищенная песчаными фильтрами. Тогда появилось здание нижней машинной станции (Набережное шоссе, 6), единственное строение, пока уцелевшее. В 1896–97 годах построили новую машинную станция (дом №8). У подножия Колонны Магдебургского права разместились другие здания водопровода, которые последние лет десять доводили до состояния разрухи: в них никто не работал и не жил. А весь комплекс строений водопровода расположен по всему Подолу. В 2007 году указом Минкульта от 27 августа в реестр памятников архитектуры был внесен комплекс строений, связанных с первым киевским водопроводом, в том числе и четыре здания в начале Набережной.