Это – не образное сравнение. Именно лес напоминает расположенное здесь уникальное даже для Киева кладбище строительных кранов. “Экзотика!” – подумает кто–то. “Свалка”, – скривится другой. “Экстрим”, – скажет третий и полезет штурмовать эти краны, будто альпинистский тренажер.

– Постиндустриальная достопримечательность города, – решили корреспонденты “Газеты…”, посмотрев на этот необычный пейзаж – если бы краны работали, она была бы самая что ни есть индустриальная, а так… А так просто достопримечательность. Хотя и малоизвестная. Во всяком случае, это то, чему стоит посвятить выходной день.

За воротами без забора

Для тех любителей техногенных памятников столицы, которые готовы пойти нашими следами, в двух словах расскажем, что можно увидеть на кладбище. Итак, незваных гостей здесь не бывает. Гостить-то здесь не у кого. Пустая будка сторожа, да еще брошенный маленький колесный кран, который, видимо, был задействован при разборке больших башенных собратьев – вот и все следы цивилизации. Ну и еще есть капитальные и накрепко закрытые ворота, которые, впрочем, никого не останавливают, так как в лучших советских традициях никакого забора возле ворот нет. Что и от кого они защищают – неизвестно. Среди степи стоят только одинокие ворота – и все.

А за воротами и начинается “индастриал”. Старые проржавевшие краны замерли, словно по команде “смирно!”. Один, два, три, четыре… восемь штук. Ну и еще в разобранном виде несколько лежит на земле. Те, кто вез сюда эти машины, не поленились установить их на рельсы, поэтому им не страшен даже самый сильный ветер. “Кладбище” популярно среди городской молодежи, которая устраивает здесь ролевые игры, а участники интернет-сообщества “Интересный Киев” проводят самодеятельные экскурсии. Плюс еще здесь иногда появляются фотографы, которые запечатляют столичные закаты на фоне кранов. К тому же и сам окружающий пейзаж здесь абсолютно чернобыльский. Все забыто, заброшено, безлюдно, и в зону радиоактивного заражения ехать не надо. Или нет, это даже не Чернобыль, это, скорее, остров Пасхи, где строители внезапно исчезли, оставив по себе только статуи, или, в нашем случае, краны, смысл стоянки которых на Выдубичах совершенно непонятен. Кому они принадлежат неизвестно. Строительства на промзоне вроде бы никакого не ведется. Популярная версия о том, что их свезли сюда с “моста Кирпы” тоже не выдерживает критики – по виду стоят эти железные исполины здесь уже лет с десять. Сторожа расположенной рядом металлобазы клянутся, что к кранам они не имеют никакого отношения. А в народе упорно живет неподтвержденный слух о том, что старые механизмы сохраняются здесь для того, чтобы снимать с них запасные детали для новых.

Теория кранолазания

Но разве наше задание – исследовать причину появления на Выдубичах этих монстров? Конечно, нет. Наша задача – обойти все вокруг! Кладбище вместе с уже разобранными кранами представляет такой лабиринт, который игрокам в пейнтбол и тому подобным “стрелялкам-бродилкам” даже и не снился. Хорошо, кстати, что любители пейнтбола сюда пока еще не добрались. На одном из кранов, по слухам, когда-то повесили даже огромную “тарзанку”, но ее следов нам найти не удается. Мы берем приступом первый из кранов. Потому что в обычной мирной жизни отнюдь не каждый горожанин имеет возможность развлечься, покоряя кран. Мы здесь не одиноки. Рядом компания с веселым гиканьем штурмует еще один. Это только краны бывают башенными, зато люди, приходящие к ним, – безбашены. Они насилуют краны, лазят по ним вверх и вниз, пользуясь вовсю этим бесплатным удовольствием.

Лезть наверх не то, чтобы очень трудно, но все-таки для человека не спортивного типа нелегко. Грязные, узкие, проржавевшие лестницы сохраняют еще какой-то запас прочности. Постоянно под рукой какие-то блоки, канаты, опираясь на них, мы попадаем в заброшенную кабину, со всеми ее прелестями. Вырванное оборудование. Разбитое окно со следами, словно в него стреляли настоящими пулями. Такое прострелено стекло было, кто помнит, на старом агитационном плакате, посвященном афганской войне. “Сурова воинская служба, опасны выстрелы во мгле, но крепче скал народов дружба во имя мира на земле”, – гласила подпись под тем плакатом. Впрочем, панорама из кабины крана неоднозначная: с одной стороны – промзона, через реку – трубы ТЭЦ, с другой – Днепр, и сплошное море зелени вокруг. И лишь в радиусе сотни метров от нас нагромождена гора металла – такая инсталляция, что не привидится никакому Вучетичу или продолжателю его дела скульптору-гигантоману Зурабу Церетели. Просто удивительно, почему сюда не водят туристов, и почему пропадает такое чудесное место для съемок фантастических фильмов, с железными монстрами, с деталями блоков и электромоторов, и с пустыми будками электропитания, которые, очевидно когда-то приводили эту всю технику в движение. Здесь не главное покорение крана. Здесь главное само удовольствие от осознания того, что в столице остались еще неизведанные места, о которых не подозревают даже старожилы столицы.

С крана – на пляж

А после прогулки по кладбищу строительной техники можно позволить себе достойный отдых. Еще одни ворота, тоже без забора, выводят вас на чудесный пляж, может, и не очень просторный, но абсолютно безлюдный, в отличие от противоположного берега, где всякие губители природы настроили себе домов прямо над кромкой воды. Днем здесь можно искупаться, а вечером смотреть, как солнце заходит за брошенные железные конструкции. Постиндустриальная красота, что и говорить, просто неописуемая.