Рабочие откупорили люк, и я посмотрела вниз… Ничего себе! Железные скобы, торчащие из стены колодца в качестве ступенек находились на глубине метра-полтора, а далеко под ними была видна грунтовая насыпь и слышался плеск воды. Закрепив на груди ремень по типу парашютного и прицепив сзади карабин страховочного троса, мастера участка Валентина спустили первым, в разведку. Другой конец троса держали его коллеги. В руках у мастера был газоанализатор. Оказывается, внизу скапливаются различные газы. Малейшая искра и… Нам повезло — газов не было, уровень воды допустимый, так что путь открыт.

Меня спускали третьей. Внизу пришлось согнуться, чтобы войти непосредственно в коллектор. Темно, сыро, зато тепло от сточных вод. В лицо ударил луч света — кто-то из провожатых проверял фонарик. Сверху раздался звук закрывающегося люка — назад дороги нет. Когда глаза привыкли к мраку, двинулись вперед. Старались держаться края, где поменьше воды и всяческих выступов и провалов. Коллектор представлял собой бетонную трубу диаметром два метра. Общая протяженность — больше 2000 м (в другую сторону от спорткомплекса она тянется до Бессарабки). Говорят, ее построили немецкие военнопленные в 1946 году.

Но меня интересовало не столько прошлое, сколько настоящее. Осторожно чавкая по воде сапогами, силилась хоть что-нибудь разглядеть. Фонарь то и дело выхватывал отдельные фрагменты коллектора. В некоторых местах от него отходили “рукава”, а кое-где его “прорезали” трубы других коммуникаций. Но тут на пути стали попадать ржавые остатки арматуры, лопат и еще какого-то металлолома. Бутылки, коряги, лотки от яиц. Встречались даже обломки непонятно откуда взявшихся кирпичных стен. Видимо, ливни и талый снег постарались. Это все хорошо, но где же золото? Вопрос развеселил моих спутников.

— Да тут, кроме мусора, ничего нет, — ответил Валентин. — А всякие ценности скапливаются в ливнеприемниках (в трубах, соединяющихся с коллектором. — Авт.), которые чистят от песка и листьев весной и осенью. Тогда-то грейферные установки, бывает, и вытаскивают на поверхность разные побрякушки — цепочки, колечки, монетки…

— Чего же — вон в прошлом месяце наши ребята два мобильных телефона при обходе нашли, — возразил ему Владимир, дорожный работник. — Я лично аж пять гривен надыбал! (Хохот.)

Внезапно у меня из-под ног в воду мелькнула какая-то тень. Я аж подпрыгнула, а мой визг заставил ребят чертыхнуться. Это была всего лишь крыса. Но какая! В темноте она показалась мутантом. Может, тут и змеи водятся? Мало ли — сейчас модно держать в доме всяких гадов, которые время от времени уползают. Кстати, предусмотрено ли для таких встреч какое-то средство самозащиты?

— Сапоги. А можно взять за ноздри — и об стенку, — “успокоил” Владимир.

Знала, что он всего лишь шутит, но по спине пробежала отвратительная дрожь. Дальше я старалась держаться между ребятами, а не забегать вперед. Всюду мне чудились крокодилы, а отдаленные звуки наземной жизни уж очень напоминали рев динозавров. Где-то сверху были улицы Большая Васильковская, Антоновича. По ним ходят люди и не подозревают, что внизу тоже кто-то есть. Совсем рядом прошумел поезд метро. Здесь, под землей, звук оглушающий. Впереди забрезжил свет, падающий с потолка. Подошли — открытый ливнеприемник. Решетка лежала тут же, под ногами. Сверху виднелся какой-то навес. Наверное, остановка. Свалиться сюда, да еще в темноте, ничего не стоит. На языке так и вертелось: не обнаруживали ли в коллекторе чего-нибудь этакого… трупов, например?

— Бог миловал — только четвероногих. В смысле кошек и собак.

За поворотом начался новый участок. Здесь стена была выложена кирпичом. Под потолком проходили трубы, обросшие какой-то слизью. Похоже на пещеру со сталактитами. Потом пошли трубы на уровне пояса, пришлось перелезать. На очередном повороте был резкий уступ. Уровень воды оказался выше. Обреченно наблюдала, как она заливается в сапоги. Но вот форма коллектора круто изменилась. Теперь она стала квадратной. Мне объяснили, что этот отрезок (178 м) построен уже в 1956 году.

В коллекторе становилось все светлее. Наконец впереди показался выход, прикрытый лишь длинными корнями растений, как бахромой. Вода стекала прямо в забетонированную Лыбидь. Путешествие окончено. Жаль. Многое еще неизведанного в системах водоотвода города, общая протяженность которых составляет 775,6 км. Особо впечатляющими, по мнению дорожных работников, являются коллекторы, построенные в “царские” времена, по которым могут грузовики ездить. (Первый киевский коллектор, выполненный по всем правилам, соорудили в 1894 году.) Мы решили отложить это на потом — срочно нужно было бежать домой менять мокрые носки.