Живите, Дуся, в этом мире, и наслаждайтесь каждый час, сегодня ваши именины, имею честь  поздравить вас», – такое вот послание «имела честь» получить в XIX веке некая Дуся… Согласитесь, интересный стиль,  завораживающий слог, которым изъяснялись в то время. Сегодняшняя современная открытка, как утверждают научные сотрудники, потеряла  свой колорит. Вот потому, видимо,  и «вышла из моды». 

 

По словам   научного сотрудника отдела истории дооктябрьского периода  Ларисы Походенко, в филокартической коллекции музея находится более 2 тыс. старинных открыток,  их хватило бы для создания нескольких выставок.  Но сотрудники музея впервые сделали попытку с научной точки зрения подойти к изучению старинной почтовой открытки,  и  в экспозицию вошли только  302 «карточки для корреспонденции» – самые редкие и интересные, позволяющие поведать нам историю открытки. А начинается экспозиция с предметов, которые  использовались нашими предками при написании писем до появления открытки. Это  сургуч, чернила, марки, бумага. Все это стоило недешево, а потому такой вид общения был доступен исключительно людям  при деньгах. 

 

 

«Карточка для корреспонденции» впервые была издана в 1869 году в Австро-Венгрии.  А в 1872 году впервые почтовые карточки были выпущены государственной почтовой службой России. Это облегчало жизнь нашим  предкам, достаточно было приобрести открытку и отправить ее, приклеив только марку. Просто, дешево и удобно.  Правда, первые почтовые  карточки не имели никаких изображений.  Это были просто листы картона, с одной стороны писали адрес, с другой – сообщение и наклеивали марку. Но так как эти открытки приобрели популярность, то издателям пришлось подумать и над тем, чтобы это еще было и красиво. И с 70-х годов XIX  века их стали украшать разнообразными рисунками. Итак, в то время открытки  делились на: репродукционные, оригинальные и документальные. Репродукционные открытки интересны тем, что они воспроизводят шедевры изобразительного искусства. Это были картины известных художников – Репина, Маковского, Айвазовского и многих других…

 

 

Это позволяло простым людям  так знакомиться с произведениями искусства, хранившимися в музеях и частных коллекциях. Потому эти почтовые открытки и получили широчайшее распространение. В коллекции музея есть серия открыток из этой группы, именуемая «наполеоникой».  На них изображены события Отечественной войны 1812 года, сам Наполеон, его поход на Москву, его военные подвиги, поражение и даже  его кончина.

 

А вот оригинальными открытками занимались сами художники. Акварели для них выполняли  известные русские художники, тот же  И. Репин,  Н. Каразин, С. Ягужинский. Очень популярными были акварели Елизаветы Бем. Эта художница была одна из первых, которая занималась именно оформлением открытки. Она  была настоящим  мастером силуэта, и эти открытки были настолько популярны, что некоторые из них издавались более десяти раз. Они представлены  и на выставке. Это в основном сценки с детьми, открытки обязательно имели  поучительные надписи и являлись оригинальными произведениями.

А вот виды городов, сооружений, промышленных объектов запечатлены в документальных открытках.  На документальные открытки  наш музей богат. Это, например, приветы из разных городов – Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринославля, со Святых гор… Есть и открытки с видами старого Луганска.
– Мы знаем, что Луганск  был уездным городом,  – рассказывает Лариса Походенко.  – Казалось бы, небольшой город, но если изучить исторические документы, те же открытки, фотографии, то мы приходим к выводу, что это, в общем-то, был вполне цивилизованный город того времени, мы говорим о  конце XIX – начале XX века. В городе очень быстро росло население, по росту населения наш город стоял на третьем месте после таких городов, как Баку и Санкт-Петербург…  Настолько быстро развивается у нас промышленность. А значит, и достраивался  он достаточно быстрыми темпами.  На центральных улицах строились уже двух-, а то и трехэтажные здания с интересной архитектурой. Они украшали наш город, и о том, насколько они хороши были, мы можем судить даже по открыткам с изображениями  Азовско-Донского банка на улице Казанской, сегодня это улица Карла Маркса, нынешнего здания Луганского музея истории города Луганска… Есть здесь на открытках и те здания, которые, к сожалению, не сохранились.  В частности, это Николаевский собор, который стоял примерно на месте Института культуры и искусств ЛНПУ имени Тараса Шевченко, красивые дома купца Вендеровича на Базарной площади, интересна улица Петербургская.  Она, кстати, сохранила  свои здания, которые были построены на рубеже веков. Эта улица является в какой-то мере визитной карточкой нашего города.
 Если говорить об изображениях  предприятий, то на выставке представлена серия открыток, посвященных бутылочному заводу, который находится  в  городе  Константиновка Донецкой области, есть открытки с изображениями цехов  знаменитого завода ОР, крупнейшего  в то время в  Европе, продукции этого предприятия. Представлена на выставке так же открытка, на которой изображены все работники предприятия, очевидно, сотрудники решили сделать  подарок своему директору   Казимиру Хржановскому в честь 10-летия работы на этом предприятии и выпустили открытку.
Не перестает удивлять оформление открыток  в конце XIX – начале XX века. Очень популярными в то время были открытки в стиле «грусс» (с нем. перевод «привет»). Эти открытки чаще всего  выпускались  издательствами «под заказ». Идея вполне понятна. Отдыхающий, посетив курорт, увозит с собой открытку с изображением курорта,  и таким образом рекламирует его. Издательства тогда были востребованы в основном  иностранные. Они специально присылали сюда художников, которые фотографировали виды городов, курорты,  и выпускали открытки. Кстати, можете не верить, но в то время  тоже были «плагиатчики». В Луганске существовало несколько таких анонимных издательств, которые  брали «ходовые» открытки, что пользовались наибольшим спросом, перепечатывали их, на них не было  никаких выходных данных, но, надо сказать, они были очень хорошего качества.
Жемчужина коллекции — карточка в стиле «грусс» «Привет из Луганска», датированная 1913 годом. На ней изображен почтальон в форменной одежде с накладной сумкой, из которой выглядывает «складушка» с видами Луганска,   научные сотрудники говорят, что она как раз и  выпущена, судя по всему,   анонимным издателем, на ней нет никаких выходных данных, но эта открытка очень интересна своим оформлением и, представьте себе,  хорошего качества. Оригинальный  «привет», не правда ли? И таких «приветов из Луганска» было несколько видов…
Тематика  открыток в то время была самая разнообразная.
Были и такие, которые приурочивались к различным праздникам. Например, на рождественской   открытке изображались атрибуты рождественского праздника – снег, девушки в шубках, катающиеся на санках, Вифлеемская звезда, ветки ели, колокольчики, ангелы, дети,  Дед  Мороз… Новогодняя открытка отличалась от рождественской. На ней изображали встречу Нового года в семейном кругу,  кошелек с   деньгами, очень много было открыток с цветами, что нехарактерно для современной новогодней открытки.
Большое внимание уделялось и пасхальным открыткам. Чаще всего на этих открытках изображали символы праздника: яйцо – символ жизни, возрождения,  и творожную пасху. 
Яйца, которые изображены на открытках, либо белые, либо крашены в светлые тона,  писанки изображали  очень редко.
Кстати, поздравляли в XIX – XX веках и  с Днем ангела.  Ведь ангел – посланник Божий, охраняющий человека от зла, посредник между человеком и небом. Ангел стоит за правым плечом, а черт – за левым.
Достаточно  большая часть экспозиции посвящена так называемой любовной лирике.  Ведь на то время письмо  было лучшим способом общения. А потому и слали различные послания. Изображения прелестных дам в изысканных туалетах в окружении мужчин привлекали покупателей, и такие открытки пользовались большим спросом. Кстати, «именные» открытки  и открытки с «приколами» придумали тоже не наши современники. Наши предки уже тогда  слали открытки  «Михаил», «Луиза», «Ольга» и подшучивали друг над другом. 
Так, например, в коллекции музея есть такие открытки: женская рука прибивает  к столу язык  лгуна, который ее обманул; муж под каблуком у жены – изображение «подкаблучника», открытка с изображением молодой пары особенно привлекает внимание. Эта открытка «Жена не рукавица, с руки не снимешь, за забор не кинешь»  символизирует собой молодоженов, муж думает: зачем он женился, молодая  жена вполне довольна, что она обрела наконец-то статус полноценной хозяйки дома.
Есть здесь и открытка, которая на вид не производит впечатления, а вот пособием для влюбленных вполне могла бы быть. По ней можно было бы  изучать язык цветов, который был очень популярен в то время. Так, например, подаренные  ландыши  означали «я люблю тебя уже давно», камелии – «я тоскую», фиалка – «я цвету только для тебя»…
– Если относиться к открытке как не просто к предмету искусства,  хотя, бесспорно, она им является, а как, допустим, к историческому  документу, то мы можем очень многое узнать, – рассказывает Лариса Николаевна. – И об истории самой открытки, кто издавал, когда издавал, что пользовалось популярностью, какие были  изображения, а если еще и  читать их надписи, можно узнать о том, какой стиль письма был принят, как обращались друг к другу люди… А  выделить старинную открытку из общего ряда нетрудно: ее отличают орфография и размер 9х14 сантиметров, принятый еще в 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже. И, естественно, для нас  эти открытки очень  дороги.

Купить открытки в Магазинчике