На один из «рыцарских» особняков вы можете обратить внимание, проходя или проезжая по бульвару Шевченко (бывшему Бибиковскому бульвару). Дом под номером 34 на углу Бибиковского бульвара и Тимофеевской улицы был построен в усадьбе жены коллежского асессора, помещицы Фелиции Адамовны Модзелевской в 1874 году. В городском архиве сохранились проект особняка и разрешительные документы на его постройку. Хотя на проекте есть подпись автора — Краусс, отождествлять его с известным техником Андреем-Фердинандом Кондратьевичем Крауссом все же не следует: во-первых, научные источники считают датой его рождения 1859 год (то есть во время строительства особняка Модзелевской ему было только 15 лет); во-вторых, все известные его постройки возводились, начиная с 1883 года; в-третьих, особняк Модзелевской совершенно не похож на остальные творения Краусса, выдержанные в стиле «киевского ренессанса». Известно только, что автор проекта, по-видимому, не имел права осуществлять авторский надзор за процессом строительства, поэтому эту задачу взял на себя архитектор-художник, выпускник Императорской академии художеств В. Якунин. В данной им подписке указывалось: «На основании ст. 337 Устава т. ХІІ свода законов (изд. 1857 г.) даю сию подписку в том, что, имея право производить постройки согласно ст. 195 того же Устава, принял на себя надзор и руководство при постройке каменного дома жены титулярного советника Модзелевской, состоящей в Старокиевской части по Бульварной и Тимофеевской улицам». О творчестве архитектора Якунина мы знаем немного — известны только несколько его построек в стиле неоренессанс.
Владелица усадьбы подала прошение в Киевскую городскую управу в мае 1874 года, и уже через две недели проект был утвержден городским архитектором Владимиром Николаевым, а затем — Киевской городской управой.
Проект особняка отличается своей неординарностью и свидетельствует о несомненном таланте проектировщика, справившегося с непростой задачей проектирования на угловом участке (как известно, по существовавшим в то время правилам застройки улиц, угол здания должен был акцентироваться башенкой, эркером или каким-либо другим декоративным элементом, а к угловым зданиям в целом предъявлялись повышенные требования). Здание особняка Модзелевской — двухэтажное в основной части, лишь угловая башня с одной комнатой повышена до трех этажей. Парадный вход в дом расположен со стороны бульвара Шевченко, причем один фасад особняка (главный) сориентирован на бульвар Т. Шевченко, а другой (боковой) — на улицу Тимофеевскую. Угол акцентирован прямоугольным в плане эркером на втором этаже. Пластика фасадов подчеркивается разновысотностью их частей. Пилястры как бы рассекают фасады на самостоятельные объемы. Окна первого этажа имеют прямоугольные очертания, второго — стрельчатые, третьего — полуциркульные. Фасады завершаются рядом зубцов и башенками. Если сравнить построенное здание с первоначальным проектом, можно заметить, что ряд изменений был внесен уже в процессе строительства: изменились очертания, количество и декор окон на втором этаже, были упрощены декоративные подоконные и надоконные вставки.
В отличие от необычного фасада, первоначальная планировка дома была самой заурядной: план был неправильной формы, в доме было три лестницы, комнаты хотя и отличались неплохими пропорциями, по обычаю того времени были проходными.
В 1879 году усадьба перешла к отставному корнету гвардии Ивану Николаевичу Терещенко, старшему сыну Николая Артемьевича Терещенко — известного киевского мецената, — на средства которого были построены мужские и женские гимназии, лазарет при Александровской (Октябрьской) больнице, бесплатная лечебница на Подоле, амбулаторная лечебница на улице Большой Васильковской, ночлежный дом на Подоле, приют для глухонемых и родильный дом для бедных. Брат Николая Артемьевича Федор Артемьевич считался «соперником» коллекционера произведений искусства Третьякова по числу уникальных живописных полотен, которые были собраны в его картинной галлерее (сейчас в здании галереи расположен Музей русского искусства).
Сын Николая Артемьевича Иван Николаевич хотя и не мог соперничать со своим дядей по числу уникальных картин, тоже был коллекционером произведений искусства и весьма состоятельным человеком. Достаточно сказать, что в его коллекции, размещенной в особняке на Бибиковском бульваре, хранились рисунки П. Федотова, работы В. Верещагина, М. Врубеля, живописные работы и офорты Л. Жемчужникова и других художников.
После смерти Ивана Николаевича владельцами коллекции стали его вдова и сын Михаил, который продолжал ее пополнять. Судьба коллекции оказалась трагической: в декабре 1917 года бывший особняк Терещенко и прочие постройки в усадьбе были национализированы для нужд Генерального секретариата путей сообщения, а в 1918 году уникальная коллекция была почти полностью уничтожена. Сейчас в здании находится Управление виз и регистраций, а в дворовых постройках — юридическая консультация и районный центр занятости.
Если об особняке на бульваре Шевченко, 34 упоминают в литературе и научных источниках, то об истории необычного доходного дома на бульваре Шевченко, 31, тоже выдержанного в стиле неоготики, долгие годы ничего не было известно: ни точная дата постройки, ни имя владельца, ни имя архитектора — автора проекта.
В Киевском городском архиве сохранился проект этого необычного дома, датированный 1903 годом. Его автором был известный в те годы техник Мартин Вильгельмович Клуг. Кроме главного доходного дома, который выходил на Бибиковский бульвар (бульвар Т. Шевченко), его владелец — подпоручик Владимир Васильевич Пилипенко — собирался выстроить в усадьбе новый кирпично-деревянный и новый деревянный флигели, а также ряд вспомогательных построек. Квартиры в доме и флигелях должны были быть особенно комфортными, «барскими». Должно было быть только по пять комнат, и предназначались они для сдачи внаем.
Такое масштабное строительство потребовало больших капиталовложений. В 1903 году Пилипенко одолжил сорок пять тысяч рублей у киевского купца Семена Горенко, а в октябре 1904 года получил ссуду в размере пятидесяти тысяч рублей в Киевском городском кредитном обществе.
Новый дом в усадьбе Пилипенко действительно получился по тем временам роскошным. В 1904 году недвижимое имущество было застраховано от огня в Первом российском обществе на 64200 рублей, оценено Киевским городским кредитным обществом в 73287 рублей, а общий годовой доход от аренды всех жилых помещений в усадьбе составлял 11140 рублей.
В доме, построенном в модном стиле неоготики, находилось восемь пятикомнатных квартир со всеми удобствами, во флигелях — еще пять таких же комфортных квартир. Дом поражал воображение киевлян не только необычным симметричным фасадом с неоготическим порталом входа, стрельчатыми окнами, вимпергами, высокой крышей и пышной лепниной, но и инженерным оборудованием квартир, а также роскошной отделкой интерьеров.
В 1905 году усадьба со всеми постройками перешла к другому владельцу — крестьянину Василию Шубукину, а в 1910 году ее купили мещане Василий и Мария Зайцевы — уже за семьдесят тысяч рублей.
Усадьба принадлежала Зайцевым до революции. В советские годы назначение дома не изменилось: он оставался жилым, но дворовые постройки — флигели и сараи — со временем были разобраны, а в самом доме № 31 в 1970 году был проведен капитальный ремонт. В результате на доме был надстроен пятый этаж — и изысканное венчание было утрачено, помещения перепланированы, лестница «черного» хода разобрана. Сейчас на первом этаже этого здания находится кафе, а наверху — квартиры.