«ТАЙНИК КАРГЕРА»

– Единственный клад, который был найден под Десятинной церковью, – рассказывает Владимир Зоценко, – это так называемый тайник Каргера. Он был открыт при исследовании этого храма киевской экспедицией в августе1939 года. В тайнике оказались ценности, накопленные одной состоятельной семьей киевлян, которая, очевидно, пыталась найти приют в храме, как и многие другие жители города.

Ведь, как известно, в декабре 1240 года, когда орды хана Батыя захватили Киев, несколько тысяч горожан закрылись в Десятинной церкви. В Ипатьевской летописи сказано, что церковь не выдержала тяжести стольких людей, которые взобрались на хоры вместе с прихваченными из дому ценностями, и рухнула, став братской могилой для многих киевлян. Хотя версия такого разрушения уже давно скептически воспринимается многими исследователями. Иные считают, что стены храма были разрушены стенобитными орудиями.

– В найденном под Десятинной кладе, – продолжает руководитель подольской экспедиции, – насчитывалось порядка сотни ювелирных изделий. Причем они (согласно хронологии) накапливались в этой семье на протяжении почти двух столетий (со второй половины ХI века до середины XIII). Клад состоял из двух полных гарнитуров женских украшений.

Существует предположение, что о тайниках в разрушенной церкви догадывались и сами воины Батыя. Именно они были первыми искателями спрятанных драгоценностей. А после их ухода на смену им пришли местные жители, которые не столько искали ценные вещи, сколько просто полезные в быту предметы. И, возможно, какая-то часть сокровищ была найдена и расхищена случайными «находчиками». Однако это лишь догадки. Зато известно, что самый большой древнерусский клад был найден археологом-любителем.

 

КЛАД АННЕНКОВА

Орловский помещик А. С. Анненков, который приехал в Киев в 1821 году, выкупил земли, прилегающие к Десятинной церкви, специально с целью кладоискательства. Когда же целеустремленный и, очевидно, очень «фартовый» господин начал строить свой дом и разрыл землю на своем участке, он нашел один из самых крупных киевских кладов – золотые сосуды и украшения. Найденные сокровища находились в роду Анненковых до 1837 года. Его составляющие ни разу не попали в императорскую коллекцию. Часть этого клада попала в Британский музей, где и сейчас хранится. Изучением судьбы этого клада и его систематизацией занималась наша соотечественница Галя (именно Галя, а не Галина) Федоровна Корзухина. Она, как и предмет ее исследований, уже долгое время находится в Лондоне.

 

«ГРАД ВЛАДИМИРА»

По словам нашего экскурсовода, на территории «города Владимира», который очень тесно связан с Десятинной церковью, а точнее, в трех топографических точках древнего Киева (город Владимира, Ярослава и Изяслава Святополка) было обнаружено наибольшее количество кладов – около 13.

– Один из последних кладов, который мы нашли в 86-м году, – говорит Владимир Зоценко, – это так называемый Кудрявский клад. Он был обнаружен по улице Кудрявской, 10, в подвале дома. Это, скорее всего, был клад семьи ремесленника второй половины XII века. Он состоял из двух неполных женских головных уборов, а большая его часть представляла собой ювелирный лом. То есть эти вещи использовались мастером для изготовления новых украшений. Сам тайник находился в нише под жилищем и был завернут в полотняную материю. Возможно, пожар в Киеве 1169 года уничтожил жилище и ремесленную мастерскую. А клад, как говорят археологи, остался «инсито» (на своем первоначальном месте).

Еще в одном жилищно-ремесленном комплексе, который находился в 20 метрах к юго-западу от Десятинной церкви (раскопки В. В. Хвойки в 1907 году), была найдена ювелирная мастерская, а в ней – до 12 экземпляров литейных формочек, с помощью которых изготовлялись колты, трехбусенные сережки и другие украшения. Самое интересное, что на одной из формочек была обнаружена надпись – автограф мастера: «Макасимов». Примечательно, что такая же формочка с аналогичной подписью, сделанная той же рукой, была найдена в 1973 году в Рязанской области.

 

ЗАМКИ И КЛЮЧИ

Оказывается, наши предки прятали свои ценности, что называется, под «семью замками». Если египетские фараоны с помощью своих жрецов налагали проклятие на тех, кто посмеет потревожить их в потустороннем мире, то в старинных кладах находили замки-амулеты и ключи, которые защищали тайник от посягательств «незваных гостей».

Находки таких оберегов в древних кладах не единичны. По словам Владимира Зоценко, один из кладов, в котором находились замок и ключ, был найден в 1887 году на территории Михайловского монастыря. Большая часть вещей, в нем обнаруженных, относились к XI веку и представляли собой предметы скандинавского облика.

Марина Марченко

 

«Докопать Десятинную – и сделать музей»

Судьба же самой Десятинной церкви может сложиться по-разному. Вот что по этому поводу думает начальник Главного управления охраны культурного наследия Руслан Кухаренко:

– Восстановить Десятинную церковь в ее первозданном виде невозможно, потому что никто не знает, какой она была. А если построить соответствующий павильон на месте Десятинной церкви, как, например, Золотые ворота, можно повредить остатки храма. Поэтому над этим очень серьезно нужно думать.

Необходимо законсервировать и музеифицировать остатки найденных фундаментов и сделать так, чтобы они могли экспонироваться. После этого изготовить музейное помещение, которое могло бы накрыть их. Тогда можно будет построить музейную экспозицию и водить туда экскурсии.

Хотя испокон веков святое место никогда не пустовало. При разрушении церкви на ее месте возводилась новая. Все они знают, что первоисточником крещения Руси была Десятинная церковь. После Второй мировой войны ни у одного из европейских ученых не возникал вопрос о восстановлении Вестминского аббатства. Оно было поднято с руин и отстроено все полностью – как символ власти. Никто не сомневался в том, что нужно отстроить старую Варшаву. А вот когда они все отстроили, тогда была принята концепция о том, что нехорошо отстраивать такие объекты, как Десятинная церковь, потому что якобы она не соответствует критериям аутентичности.

Однако сказать что-либо определенное по поводу восстановления Десятинной церкви пока еще нельзя, поскольку раскопки еще не закончены и точка в этом деле не поставлена. Сначала нужно эти работы закончить и создать музей, а потом думать, что делать дальше.