– Те, кто пришел сюда работать, просто так уйти не могут, – говорит замдиректора по воспитательной работе Анна Футина. – Я имею в виду не уход по пенсии или болезни. Бывало такое, что наши учителя уходили от нас, чтобы заработать где-то в другом месте, но…все это плохо кончалось. В этом месте настолько сума-сшедшая энергетика, что она от себя просто не отпускает! Ведь вы же сами видите – мы стоим на углу Владимирской улицы и Андреевского спуска. Это окружение, которое затягивает и обязывает соответствовать.

«На общение с иностранцами не остается сил»

Ученики школы, как ни одной другой, практически все свободное время проводят на экскурсиях. И даже практика в конце года – это тоже экскурсии!

– Вот, посмотрите на расписание экскурсий только одного класса – 5-А, – раскладывает перед нами лист ватмана Анна Васильевна. – За одну неделю они побывают в пяти музеях! То есть экскурсии у детей – каждый день. Больше всего наши дети почему-то любят ездить в село Новые Петровцы, в музей обороны Киева. Уж не знаю, каким там для них медом намазано, но многие, побывав там один раз, полазив по блиндажам, насмотревшись на боевую технику, хотят туда попасть еще и еще.

Близость Андреевского спуска с его обилием сувенирных лавок, а также ежедневным потоком иностранных туристов, вопреки очевидному, никак не сказывается на учебном процессе.

– Я работаю в своей родной 25-й школе 33 года, – рассказывает Анна Васильевна. – На моих глазах Андреевский превращали в пешеходную зону с ее изделиями народных промыслов. Но детей мы туда не пускаем! Ведь наш перекресток опасен не столько нежелательными контактами, сколько неуправляемым транспортом. Поэтому школьники на переменах либо отдыхают в закрытом внутреннем дворе школы, либо, перекусив в столовой, сидят по классам, общаясь между собой.

Не думаю, что мы их сильно ущемляем. Видите ли, последнее время к нам идут дети, живущие довольно далеко от школы – в микрорайоне в основном живут пожилые богатеи, дети которых давно выросли. А репутация 25-й школы столь высока, что к нам едут не то что с окраин, даже из Мотовиловки. Дети тратят на дорогу по полтора-два часа, поэтому на беготню и общение с подозрительными иностранцами на Андреевском у них уже не остается сил!

В школе «культ» князя Владимира

Архитектор Шехонин, проектируя здание 70 лет назад, вложил в него все свои знания и представления о том, как должна выглядеть двухкомплектная средняя школа советской эпохи. Она пережила множество потрясений, в том числе и Великую Отечественную войну, без видимых повреждений. И сейчас, несмотря на строящиеся вокруг высотки, 25-я остается доминирующей в современном архитектурном комплексе.

– У нас в школе два «культа», – с гордостью рассказывает Анна Васильевна. – Архитектора Шехонина и князя Владимира. Вот, видите, в коридоре есть стенды. На одном – информация о «родителе» 25-й школы (что и когда еще он построил, биография), на втором – сведения о князе Владимире. Ведь мы учимся на месте, где когда-то был город Владимира.

«Культ» князя в 25-й школе проявился и в настенной росписи между вторым и третьим этажами – здесь во всю стену изображен Владимир со своим окружением на фоне крепостных стен града. Сделали роспись ученики под руководством учителя рисования. Еще одна роспись – древо жизни – красуется на стене школьной столовой. Ее тоже делали ученики в рамках производственной практики.

«Я уже вижу детские коляски в коридоре»

– Я вам говорила про влияние энергетики этого места. Самое главное в этом то, что наша школа всегда была и остается лучшей! – продолжает замдиректора. – Я не из патриотизма так утверждаю. Сужу по тому, как наши выпускники сдают вступительные экзамены в вузы. Даже если ребенок запутывается в ответе, экзаменаторы, узнав, что он «из двадцать пятой», понимают, что выпускник все знает, просто переволновался.

Сейчас, на волне демографического спада, в школе учится две «параллели». А раньше бывало и по три. Но главная проблема, и не только 25-й школы, как считает Анна Футина, не в демографическом кризисе, а в том, что лет через 10 исчезнут не ученики, а учителя!

– Большинство наших учителей, я в том числе, – так сказать, «на выходе», – рассуждает педагог. – Ну сколько может проработать учитель после выхода на пенсию? Ну 10 лет, потому что дольше выдержать страшные нагрузки он не сможет. А кто нас заменит? Вот у нас пока работают учителями младших классов наши выпускницы. Зарплата – 700 гривен. Хорошо, если у них мужья могут семью обеспечивать.

А мужчин в школах практически нет – не идут на смешную зарплату! Тут еще собираются чиновники продлить обучение в средней школе. И что, учителям готовиться к уходу за младенцами? Ведь 12-й класс – это уже совершеннолетние, которым можно и в брак вступать. Так и вижу коляски в коридоре школы! Я знаю, о чем говорю, потому что сама замуж рано вышла. В общем, пока у нас в школе все хорошо, а вот что будет дальше – предсказать никто не может.

Школа №25 необычна еще и тем, что здесь учатся дети многих зарубежных дипломатов. В отличие от детей «новых украинцев», они абсолютно адекватные – никаких «распальцовок» и чувства вседозволенности.

– Да, мы, как и вся страна, живем в соответствии в главной поговоркой державы: «За моє жито мене ж і бито», – горько усмехается Анна Васильевна. – И хоть у нас на стене выписаны заповеди для учеников, в одной из которых говорится, что жизнь сама по себе штука несправедливая, но иногда так хочется услышать обычное «спасибо!»