Поступательная исте(о)рия с регулярными увольнениями руководителей музейных институций в Министерстве культуры называется оригинально — «модернизация». Хотя со стороны происходящее воспринимается не «модернизацией», а скорее «феминизацией» (музейного дела) 

Расшаркаемся и объяснимся.

«Не вижу логических причин для своего увольнения!» — еще недавно недоумевала наивная Марина Громова (экс-руководитель заповедника «Киево-Печерская лавра»). И КРУ ее проверяло, а злодейств не нашло. И требовательные попы Московского патриархата не жаловались на отбитую с алтаря позолоту. И вроде — «все путем». Кроме одной логической причины. «Гендерных» особенностей музейной революции. 

В каждом скандальном сюжете («отставки» — «назначения») — явные следы женских каблучков. Прошла — и будто бы коварный узор нарисовала. 

На первом плане подобного кадрового «узора» — фигура женщины, которая не прочь поруководить государственным заведением (не бутик все-таки!). А где-то на живописном горизонте — мощная фигура мужчины, который и осуществляет разнообразные женские фантазии. 

Многим известный портрет. Новый руководитель заповедника «Киево-Печерская лавра» — Виктория Николаевна Лисничая. Неутомимая очаровательная блондинка, прославившаяся в разнообразных гуманитарных сферах. В медицине (сердечно-сосудистая хирургия). В литературе (открытие миру неизвестной «поэзии» прозаика О.Гончара). А также в политике. Поскольку значилась еще и руководителем городской организации «Единый центр». И, соответственно, за спиной героини тут-таки и восстает монументальная фигура Виктора Ивановича Балоги. На одном из сайтов наткнулся на апокалиптический заголовок: «Балога похоронит Тимошенко руками своей юной соратницы!». Имелись в виду руки кардиолога. Новейшая история, тем временем, не позволила осуществить этот акт каннибализма «юной соратнице» (для Тимошенко хватило других «могильщиков»). А для Виктории Николаевны тут же нашлась иная ответственная работа. Непродолжительный период «порулив» в Минкульте, она со временем посягнула на «святое». Очевидно, не без сиятельного патроната ? Кто откажет энергичной женщине?! Да скорее, согласно прогнозу героев кинокомедии «За двумя зайцами», нас всех накроет большой лаврский колокол, прежде чем в подобных рокировках исчезнет протекционизм со стороны ответственных политиков… 

А в это время — уже в Национальном заповеднике «София Киевская» — трудовой коллектив проплакал глаза в ожидании судом восстановленной на прежнем рабочем месте Нели Михайловны Куковальской (экс-директора). Ее уволили за «непрофессионализм». Одновременно возводя одиозных «непрофессионалов» до высот недосягаемых. 

Сумеет ли настырная Неля пробиться к гробнице князя Ярослава, прильнув к усыпальнице со своими молитвами? Восстановит ли честное имя? И наведет ли порядок в начавшем «дичать» сакральном хозяйстве? Стоило трудоголичной женщине отойти в сторону по министерскому хотению, как тут же на святую территорию и ворвалась бригада популярных «фемин»! Тряся обнаженными  соблазнительными прелестями, взобрались они на колокольню, стали «бити на сполох», устраивать «калавур» и «бардак». Одно знаю: при прежней хозяйке, превратившей «Софию» в красивую пасхальную писанку, подобного секс-террора на заповедной территории не случилось бы никогда! 

Тем временем дальнейшая судьба «Софии» и ее обитателей во многом зависит от человека со звонкой поэтической фамилией Винграновский. Зовут его Андрей Николаевич (сын выдающегося поэта). Служит директором департамента культурного наследия при нашем хурале (Минкульте). И честнейшие работники «Софии», как партизаны на допросе, настойчиво твердят: «Именно этот человек продвигает в новые начальницы заповедника — новую женщину!»

Елена Михайловна Сердюк когда-то работала в этих местах. Впоследствии занимала важные должности, относящиеся к охране культурных памятников. В частности, под ее руководством достиг невиданных теоретических высот Научно-исследовательский институт памятнико-охранных исследований. Кто сомневается, что этот институт настрочил сто томов специальной литературы? Никто не сомневается и в отличных личных (и деловых) качествах самого директора… Тут всего одно «но» — с видами на «Софию». 

Каким образом, интересно узнать, институт, возглавляемый г-жой Сердюк, деятельно и последовательно защищал исторический Киев от бандитов-застройщиков и в чем непосредственно проявлялась профильная специализация этого «института», если… Если на теле столицы уже живого исторического места не осталось. И буквально на днях Андреевский спуск превратили в полигон Сталинградской битвы (с «домом Павлова» в эпицентре). Поэтому — как глас народа и как тембр общественности — выражаю гражданское недоверие памятнико-охранной деятельности подобных «институтов», сотрудники которых не взялись за руки в людской цепи перед пришествием тотального бульдозера. Наше твердое «нет» — и соглашательным подходам, и разрушительным методикам, и спорным хранителям (Андрей Николаевич Винграновский, возможно, со мною не согласится). 

А теперь снова в Национальный художественный музей (на Грушевского). Ступени которого пока еще стерегут грозные львы, но пасти их уже разинуты в изумлении. Не доверяя министерским реляциям, на днях лично пришел в храм живописных сокровищ — с продуктивной целью… Убедиться, что на месте этого музея пока еще не образовались Содом и Гоморра (в результате чего, возможно, и убрали директора). 

Видимых признаков разрухи или, не дай Бог, разврата, в музейных стенах обнаружить не удалось. Крысы не бегают, полы вымыты, бабушки (вахтерши) начеку, как чекисты. И даже беспрецедентная пиар-кампания, которую непроизвольно организовал для этого музея Михаил Андреевич Кулиняк, пока никак не отразилась на количестве кассовых сборов. Залы полупусты. Редкая школьная группа забредет посреди белого дня. И если бы на меня в момент одинокой экскурсии было совершено вооруженное нападение, то свидетелей пришлось бы искать долго… Пусто-пусто. 

Что же касается художественного наполнения национальной институции… То на первом этаже — как и прежде — искусство людей и для людей: это шедевры выдающихся мастеров, любивших в человеке светлое и божественное. А в некоторых залах на втором этаже — приют для пособников Сатаны, актуальных арт-провокаторов. На огромной стене ( от плинтуса под потолок) развесили такие же огромные холсты, запачканные чернильными кляксами. Минут двадцать старался напряженно разгадать тайные шифры творчества Никиты Кадана (и группы его веселых товарищей). И лишь на двадцать первой минуте в этой мазне мне пригрезилась наглая фига… В остальном все мирно и без катаклизмов. Что не отменяет строгого спроса с прежнего руководителя… Достоинства или недостатки которого не возьмусь обсуждать, даже если мне сделают все замеры его гигантских полотен или предоставят полную выкладку о его недвижимости, нажитой непосильным трудом на замечательной должности. 

Правда, допускаю в связи с его громкой отставкой вот что… И здесь не обошлось без очаровательных женщин! Как же вовремя прелестницы-хранительницы музейных сокровищ запустили в СМИ осетрину второй свежести — бомбу замедленного действия про подделки картин Николая Глущенко на стенах Кабмина. Лет десять все об этом знали, а мер не принимали. А тут и начальника сдыхались, и ворюг уличили… После чего снова — очередной «акт» музейной революции. На этот раз в главной роли (правда, пока кинопробы) снова заметная женщина. Ныне и.о. директора этого Национального музея Татьяна Миронова. Она же — владелица частной галереи, известный коллекционер. И — немаловажное обстоятельство — супруга депутата Киевсовета Валерия Миронова (раньше был и.о. зама Черновецкого). 

Эта дружная семья, по признанию самой г-жи Мироновой (некоторым СМИ), раньше владела «крупнейшей в Украине компанией по продаже запчастей…». И немного понадобилось времени, чтобы также уверенно почувствовать себя в мире «прекрасного». В настоящий момент и.о. директора Нацмузея еще и советник министра культуры.

И снова государственная проблема — разве мог наш министр как истинный джентльмен отказать и этой даме — в ее желании укрупнить частную галерейную деятельность до масштабов великодержавных? Не мог, видимо.

Шекспировское «о женщины, вам имя…» снова для нас все объясняет. И нынешняя «музейная революция» пахнет не только «чистоганом», но и «Шанелью» под номером пять. Женщина всегда права, а ее заветные желания — закон для мужчины-начальника. И вскоре, глядишь, по мотивам грядущих успешных итогов музейной «модернизации» местные конъюнктурные художники-передвижники нарисуют три актуальных парадных женских портрета… 

«Виктория Николаевна на фоне Печерских холмов с ангелом на плече и с Балогой на страже». 

«Елена Михайловна на руинах Андреевского спуска, который благополучно переименован в Ахметовский». 

«Татьяна Миронова в сопровождении львов проводит экскурсию для фауны из Киевсовета». 

Все три картины (маслом) — естественно — в массивных позолоченных рамах! При мимолетном желании влиятельных покровителей, эти полотна (по рекордным ценам) уходят на «Сотбис»… Затем с ходу (!) — в Книгу рекордов Гиннесса… На страницах которой, кстати, на днях уже прописался Поплавский.