Искусством Сергей Коляда из Киева интересовался с детства — когда еще не умел читать, любил полистать книги с яркими иллюстрациями репродукций художников. Но больше всего — рисовать ручкой в школьных тетрадках на уроках. “Я заметил, что обычной ручкой можно рисовать не хуже, чем красками, — вспоминает он. — Впечатленный работами Сальвадора Дали, я нарисовал абстракцию на фоне моря. Это была моя первая картина”.



Вечерний Киев, художник С.Коляда



 


6 РУЧЕК — И КАРТИНА. В отрочестве Сергей ходил в художественную школу, но потом и сам не знает отчего стал филологом. Но мечта детства таки взяла свое, парень забросил возможность учительствовать и стал снова рисовать.


За десять лет Сергей сменил синюю ручку на черную. “На рисунке она смотрится совершенней, поскольку на бумаге выглядит как тушь, — рассказывает художник. — Рисую на обычных ватманах. Техника проста — делаешь штрихи, как карандашом, и получаются нужные оттенки”. На одну картину, по словам Сергея, уходит до двух месяцев работы и по 5—6 ручек.


— Чернила на рисунке не стереть, и получается, что из-за одной помарки может быть испорчена вся работа?


— Со мной такое не случается — за 20 лет своего “шарикового” творчества я руку уже натренировал.


 


 


ПОЛИТИКИ И РЕКЛАМА. На картинах Сергея рядом с портретами Гоголя, Джоконды, украинских политиков — логотипы известных мировых брэндов. Автор говорит, что за такую рекламу денег не платили. “Это вовсе не реклама, это антиреклама, — объясняет художник. — Я пытаюсь изобразить современную жизнь. Она шумная, хаотичная и не всегда такая, как мы ее хотим видеть. Мы существуем в постоянной суете. К примеру, едете на работу — по дороге встречаете других людей, слышите обрывки чужих разговоров, за окном видите множество рекламных бигбордов. Портреты же известных людей на моих картинах — словно цитаты из нашей жизни. Скажем, политик — если я хочу сказать, что в нашем бытие идет перегрузка политикой, а если какое-то явление можно отразить каким-то литературным героем или даже писателем, рисую их”.


 


В УКРАИНЕ НЕ ДАЮТ ВЫСТАВЛЯТЬСЯ. Несколькими сюжетными линиями одновременно работы киевлянина напоминают коллажи. Сергей объясняет, что это обыкновенный поп-арт, выполненный в духе постмодернизма. В картинах Коляды много мистики. Художник рассказывает, что на ведьм и вурдалаков его вдохновил Булгаков. “Я читаю его запоем, интересуюсь архивными записями его жизни. И как оказалось, она очень похожа на мою. Да хотя бы взять то, что мне снятся мистические сны, как в свое время ему, — говорит Сергей. — И он их так же выплескивал на бумагу, как и я, тоже ручкой. Только он — буквами, а я — линиями”.


В 1997 году Сергей познакомился с голландскими дипломатами, а они его — с иностранными коллегами “по перу”, помогли организовать выставку в Голландии. Сергей и ныне делает экспозиции для закрытых приемов. А вот в Украине у него было всего две выставки. “Украинские деятели культуры картины, выполненные шариковой ручкой, творчеством не считают, а потому организовать выставку необычного искусства в столице непросто”, — сетует автор. Потому, мол, его картины, как правило, покупают только иностранцы. Стоят они, к слову, от 1000 до 2000 долларов.



 


ОТВЕТИЛ, НО СЕКРЕТ НЕ РАССКАЗАЛ


Работы известного итальянского художника Джуан Франциско Касаса тоже выполнены ручкой. Но его картины Сергей шедеврами не считает: “Он просто перерисовывает фотографии и делает их больше форматом. Вот и все. Оригинального сюжета и художественной композиции там нет”.


Но несмотря на это, украинский художник все же вступил в переписку с итальянцем для обмена опытом. Делиться своими наработками Касас желания не проявил.


“Важно не то, чем рисуешь, а как ты это делаешь”, — говорит итальянец.


У Касаса регулярно проходят выставки по всей Европе, а после каждой экспозиции все картины тут же приобретают покупатели, несмотря на то что цены на них от 1000 до 5000 евро.


 


 


 


У РУЧКИ ЮБИЛЕЙ


В этом году шариковая ручка отпраздновала свое 70-летие. Ее изобрел венгерский журналист Лало-Йожеф Биро. Он придумал резервуар, откуда выходили бы чернила и моментально сохли на бумаге. Вместе с братом-химиком Биро заменил перо свободно вращающимся шариком и получилась ручка. Первый опытный образец шариковой ручки был создан в начале 1938 года. В 1944 году Биро получил патент США и продал лицензии двум крупным американским фирмам, а после удалился от дел и посвятил себя живописи. Рисовал он преимущественно шариковыми ручками.