В древние времена путь из центра Киева на Житомир пролегал по Большой Житомирской улице, через Львовскую площадь, на Лукьяновке поворачивал влево и, продолжаясь по Старо-Житомирской дороге (с 1906-го по 1944 год и потом вторично с 1993-го — улица Дегтеревская), выходил к Петропавловской Борщаговке. В 30-40-е годы XIX века, когда формировалась главная улица Киева Крещатик, был проложен новый путь на Житомир — от Бессарабки по Брест-Литовскому шоссе. Старая и новая дороги встречались на «пересечении».

В начале XX века, в связи с возрастанием грузоперевозок, особенно в годы первой мировой войны, возникла необходимость расширить Киевский железнодорожный узел. Новая колея пролегла от Поста-Волынского по долине реки Сырец и дальше — до Днепра, через который проходила в районе Чортороя по железнодорожному мосту, построенному в 1915-1916 годах. Брест-Литовское шоссе эта железная дорога пересекала по дну глубокого оврага.

Позже от Поста-Волынского протянули еще одну колею — над Брест-Литовским шоссе, поверху, а потом — вдоль Дегтеревской улицы до Луцких казарм. В центральном корпусе этих казарм с 1995 года работает Государственный таможенный комитет Украины, а в боковых — Институт сухопутных войск Министерства обороны. Сейчас этой ветки нет, на ее месте проложены линии трамвайных маршрутов №14 и 15. Сформировавшееся на городской окраине железнодорожное пересечение одно время было конечной остановкой троллейбусного маршрута №5 («Площадь Толстого — Железнодорожное пересечение»). Со временем «пересечение» стало одним из самых напряженных в Киеве мест с интенсивным движением транспорта, где скрещивались городские автомобильные дороги и железнодорожные пути. Для разгрузки здесь в 1964 году был сооружен 420-метровый путепровод. А в 1971-м, с пуском станции метро «Октябрьская» транспортная развязка в этом месте перестала быть проблемой. Из-за сложных гидрогеологических условий участок строительства метрополитена от станции «Завод «Большевик» до «Октябрьской» был наиболее сложным: проход перегонных туннелей вели под защитой кессона с давлением выше атмосферного и одновременным водоглубинным понижением. Под действием сдавленного воздуха в толще плывуна активизировалась деятельность микрофлоры, бактерии разрушали чугунную облицовку туннелей, и ее пришлось укреплять железобетонной обоймой.

Станция «Октябрьская» (скульптор Б. М. Карловский, архитекторы Б. И. Приймак, И. Л. Масленков, В. С. Богдановский и Т. А. Целиковская) открыта 5 ноября 1971 года. Она относится к серии станций без наземного вестибюля, в которых вход в подземный вестибюль совмещен с пешеходными переходами. Архитектурно-художественное решение станции отвечало, как и заказывали, тематике Октябрьской революции. Пол — из красного полированного гранита, сверкающие металлические колонны, прямые лучи ламп, расположенных в круглых нишах подвесного потолка, призваны подчеркивать строгость идей революции. В торце — красная мраморная стена, которую до начала 1990-х украшал металлический барельеф Ленина, а ниже и справа — факсимиле: «Октябрьская революция открыла новую эпоху всемирной истории… В. Ульянов». Стены и колонны вестибюля и переходов облицованы плитами из белого полированного мрамора.

В 1993 году станцию переименовали в «Берестейскую». Это был логичный возврат к старым топонимическим названиям: Брест-Литовское шоссе (Берестейское) вело на Брест («Брест» — «Берестье» — «береста» — однокоренные слова, имеющие отношение к березе и ее коре — бересте). У станции четыре выхода: три из них ведут к верхнему и нижнему участкам путепровода, один — к живописнейшему парку, имеющему богатую и увлекательную историю. Он расположен в верхней части некогда полноводной реки Сырец, чьи берега в этом месте изрезаны глубокими оврагами, ярами. Издавна поселяне возводили здесь плотины, строили мельницы, разводили птицу, ловили рыбу. Питается река многочисленными источниками и родничками с хорошей питьевой водой. Ныне Сырец закован в железобетонный коллектор, а родничков становится все меньше. С 1854 года малозаселенные земли от Галицкой площади (площадь Победы) до Святошина были поделены на так называемые казенные дачи и сдавались в аренду. Селились здесь преимущественно семьи военных, так как поблизости находились летние военные лагеря. Особенно интенсивно эти места обживались и застраивались в 1860-1880-е годы.

Руины «Васильчиковской дачи»

По указу императора Александра II в 1859 году хутора Хмелевщина и Сеньковщина (известны с XVIII века и названы, видимо, по имени их первоначальных владельцев Хмелька и Сенька) перешли в собственность генерал-губернатора Иллариона Васильчикова (1805-1862). Местность со временем получила название «Васильчиковская дача». Было в ней 55 десятин земли под сенокосами, , прудами, садом, огородом, лесом. Украшал поместье двухэтажный дом. Генерал-губернаторская вдова Екатерина Алексеевна Васильчикова (1818-1862), известная своей благотворительной деятельностью, подарила усадьбу основанному ею Свято-Троицкому монастырю на Зверинце, который владел хутором до революционных событий, после чего дачи были национализированы (подробнее об этом — в книге В. В. Ковалинского «Меценаты Киева»).

В 30-е годы XX века прекрасная Васильчиковская дача на Сырце с задумчивыми озерами, уединенными уголками заповедной природы рядом с огромным городом привлекла внимание властей. И парк, граничивший с рекой Сырец, железной дорогой и Брест-Литовским шоссе, был окружен глухим забором. Он стал «спецдачей» высшего партийного аппарата Киева и получал неофициальные названия по мере смены владельцев: дача Любченко — Кагановича — Хрущева — Коротченко. На одном из центральных холмов в глубине парка был сооружен двухэтажный особняк с крыльцом и террасами — мрачный и серый. Заборы простояли до самой до борьбы с культом личности: в 1962 году спецдача была отдана городу, парк получил название «Парк им. XXII съезда КПСС» и стал общедоступным местом прогулок и отдыха. В 1974 году у входа установлен памятник последнему высокопоставленному жильцу дачи — государственному и партийному деятелю Д. С. Коротченко (1894-1969). Бронзовая полуфигура на трехметровом гранитном постаменте выполнена скульптором А. А. Ковалевым и архитектором С. Н. Миргородским. В 1972 году парку присвоили статус памятника садово-паркового искусства «Парк Нивки».

Целебный воздух, настоянный на сочетании хвойных и лиственных пород деревьев, среди которых сосны и тополя, дубы и уникальные платаны, березы и клены, каскад живописных прудов, обилие птиц, ручные плутовки-белочки. А еще — прохлада тенистых аллей, удобные спортивные площадки. Все это влечет сюда не только жителей близлежащих домов, но и горожан из других районов, многочисленных гостей города.

Парк Нивки

В последнее десятилетие парк переживает не лучшие времена. Состояние его напоминает о пресловутом ребенке, которого опекают «семь нянек»: 17 из 45 гектаров парковых земель принадлежат ООО «Парк Нивки» — самоокупаемому предприятию, подчиненному Министерству культуры и искусств Украины, остальные — коммунальному предприятию «Киевзеленхоз». Первое обходит запреты законодательства относительно строительства капитальных сооружений в парковой зоне. Появляются временные палатки: шатры шашлычного заведения «У яра», вмешавшиеся в живописную аллею у входа в парк, точки конноресторанного хозяйства «Родео», неустанно возводящего сарайчики и навесы в самом центре парка. При этом рядом зияют окнами руины «спецдачи», возвышаются мусорные кучи, отталкивают зловонием давно не чищенные пруды, пугают ямы дренажных колодцев. Над богатствами зеленых насаждений, не беспокоясь о новых посадках, пронеслась ураганом вырубка «Киевзеленхоза», который не забывает, однако, обустраивать свои подсобные помещения.

Хочется надеяться, что у парка появится единый, умный, знающий, любящий, небезразличный хозяин. И тогда этот уникальный уголок природы станет украшением столицы. Благо, добраться сюда очень легко — на метро. До станции «Берестейская».