Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица – хороший повод повеселиться.


Доживем до понедельника


Само слово “масленица” появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели (“касаточка”, “сахарные уста”, “целовальница”), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.


Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.


В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает – погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.


В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.


Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.


С понедельника начинали печь блины. Кажется – чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.


Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь “простую радость человеческого общения” ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.


Все знают пословицу “Первый блин комом”. А, собственно, почему – разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: “Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!”


Хорошее правило – поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: “комом” – значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.


Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха – качели, и скоморошьи частушки…


Главное в заигрышах – любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные “позыватки”, родители пекли горы блинков – чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.


Третий день Масленицы, среда – лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного – в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка “Масленица-объедуха – денег приберуха”. Но ничего не попишешь: “хоть себя заложи, а Масленицу проводи!”


Тещины блины – это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет – и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет – только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка – родная кровь, ей потом выслушивать.


Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день – широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: “Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!” Гостевания продолжаются – с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.


Пятый день Масленицы называется выразительно – тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, “у тещи зятек – любимый сынок”. Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.


Шестой день этой разгульной недели – золовкины посиделки (золовка – сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы – и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.


И вот завершающий день – прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры – лед растопить, холод уничтожить.


У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: – Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!


Кидали в костер блины – «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ – «Теща, люли, поджаривай блины!».


Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.


Это день очищения, день подготовки к посту. “Прости меня, если виноват”.- “И ты меня прости”.- “Бог простит”. Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.


Прощеное воскресенье – это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.


По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья – начнется Великий пост.


В принципе все эти милые развлечения с легкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины – чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года.


Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки…


Источник: