После первого курса в Академии художеств, летом 1904, отправился в заграничное путешествие по Европе. Эта поездка стала началом экскурсий, которые Лукомский совершал каждое лето. Оказавшись в Париже в 1905, работал здесь до весны 1906. Петербургский климат был противопоказан художнику, страдающему болезнью легких. С ноября 1907 жил в Москве, посещал мастерскую К.Юона, у которого продолжал изучать рисунок. Но вскоре учитель сам начал перенимать у ученика блистательную манеру изображать строения.

После десятилетнего обучения закончил Академию художеств. Летом 1909 устроил в Академии выставку своих заграничных работ, сопровождая ее чтением докладов. Выставка имела крупный успех. После нее стал печататься в журналах “Зодчий”, “Аполлон”, “Старые годы”, опубликовал множество статей и книг о памятниках архитектуры в городах Украины — Каменец-Подольске, Чернигове, Киеве, Львове, о Вишневецком замке, Батуринском дворце, Козелецком соборе и др. сооружениях со своими фотографиями и рисунками. В дальнейшем внимание Лукомского привлекали также города русской провинции — Курск, Кострома, Вологда, Воронеж, их быт, предания и легенды. Мастер архитектурного пейзажа, чье творчество находилось в русле художественных поисков “Мира искусства”, Лукомский, проникновенно чувствовал прошлое, стремился воскресить былое величие соборов и усадеб, спасти их от забвения. Книги и альбомы Лукомского содержат огромный материал, в том числе о памятниках архитектуры, погибших впоследствии, особенно на Украине.

С.Маковский писал в 1913: “Карандашные и акварельные рисунки Лукомского принадлежат к числу тех изысканных и правдивых архитектурно-художественных документов, которых так мало в России, плохо помнящей о сокровищах своей далекой и недавней старины”. Среди наиболее значительных работ Л.: “Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания” (т.1. СПб., 1913); “Галиция в ее старине. Очерки по истории архитектуры XII-XVIII вв.” (Пг„ 1915); “Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства, ч. 1. Русская провинция” (изд. 2. Пг„ 1916); “Старинные усадьбы Харьковской губ.” (ч,1. Пг., 1917). После Февральской революции вошел во Всероссийскую коллегию по делам музеев. В качестве председателя Царскосельской художественно-исторической комиссии (июль 1917 — нояб. 1918) разработал вместе с А.Бенуа проект музеефикации Царского Села, организовал регистрацию, ремонт, реставрацию и изучение дворцов и парков; воспротивился разграблению бывшей резиденции Николая II — Александровского дворца. В конце 1918 приехал в Киев, где возглавил архитектурный отдел при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины. Провел регистрацию и описание 160 гражданских зданий. В феврале 1919 назначен хранителем коллекции Б. и В.Ханенко, составил ее каталог (1259 художественных произведений, 10 тыс. книг, в том числе 3 тыс. по истории искусства); в декабре 1919 она была передана в дар Всеукраинской Академии наук (“2-й Киевский государственный музей”); впоследствии Лукомский издал несколько описаний коллекции (1921, 1925).

20.10.1919 уехал в Константинополь, оттуда — в Венецию и Берлин. Сотрудничал в газетах “Последние новости” и “Накануне”, во французских изданиях, устраивал выставки русского искусства. В книге “Художник в русской революции” (Берлин, 1923) описал свою деятельность по спасению художественных ценностей. Объяснял свой отъезд за границу завистью и интригами, утверждал, что с первых дней революции искусство в России “переживало стадию ренессанса” — благодаря поддержке власти, но еще в большей мере благодаря усилиям художника — “героя от искусства, защищавшего грудью своею дворцы и храмы”. Опровергал “досужие эмигрантские домыслы” о гибели в Советской России памятников церковного зодчества. Переехав в 1924 в Париж, был секретарем парижской группы “Мира искусства”. В 20-е публиковал свои работы как в СССР, так и за границей, знакомил европейских читателей с русской культурой. В 30-е трудился над книгой по истории русского искусства XIX-XX вв., изданной в 1945. Тогда же в Лондоне вышла его книга “История современного русского искусства. 1840-1940”.

Соч.: Russisches Porzellan. Berlin, 1924; L’art dans la Russie des Soviets. Paris, 1925; La vie de Russie au XVIII et XIX. Paris, 1927; История современного русского искусства. Лондон, 1945.

Лит.: Маковский С. Георгий Крескентьевич Лукомский // Сполохи, 1922, № 4; Caizini Raffaeli Giorgio Lukomski. Milano, 1923; Голлербах Э. Г.К.Лукомский. Казань, 1927; Киркевич В.Г. С рода Гедеминовичей // Украина, 1992, № 7.

Заказать книгу в Магазинчике