Побольше цемента и немного электролампочек


По словам Михаила, идея пришла ему в голову, когда он в средине восьмидесятых вселился в новый дом на Харьковском массиве. Обои (да и не только обои) были тогда в дефиците, а те, что иногда попадались, отнюдь не впечатляли разнообразием. И мой собеседник пошел своим путем: взял цемент, гипс, краску и начал украшать стены художественной лепкой. К тому же, вскоре хозяин перешел с лепки на стенах на украшение бетонными изваяниями дверей, тумбочек, трюмо и потолков. А еще (до чего не додумался создатель Дома с химерами архитектор Городецкий) начал экспериментировать со своими работами, снабдив их световыми эффектами и даже некими незамысловатыми механическими приспособлениями.


Хозяин водит меня из комнаты в комнату, словно на экскурсии. На одной из стен большого зала выложены бетонные деревья, между которыми летают какие-то крылатые кони и всякие сказочные персонажи, названия которым и придумать трудно. В дуплах деревьев уселись совы, рядом горят лампочки-ночники. А на потолке притаился и смотрит на меня, запрокинув голову, какой-то монстр. Даже название к нему трудно придумать: то ли ящерица, то ли дракон. Потолки в неновом типовом доме низкие, и животное в прямом смысле заглядывает мне прямо в глаза. Чувство не очень приятное, даже несмотря на то, что глаза у дракона вполне добродушные. А ночью человек высокого роста мог бы, наверное, запросто задеть зверя головой. На полу гостей встречает бетонная цапля, а телевизор стоит на каком-то бетонном массиве, в котором с трудом узнаются очертания старой тумбочки.


Тут же рядом находится маленький и тоже цементный фонтан, вполне исправно работающий. Изо рта у лягушек струится вода, а посреди него – цементный дельфин со светящимися глазами. Вообще, световые эффекты хозяину явно удаются. Трюмо, например, украшено головами каких-то животных с бараньими и коровьими рогами, в рогах и в глазах у которых вмонтированы разные по своей мощности лампочки.



Лебедь, привинченный наглухо


Когда-то водитель, а ныне пенсионер, хозяин квартиры божится, что никакого художественного образования он не имеет, а свои статуи лепит по наитию. Даже эскизов не делает: руки сами подсказывают художественное решение. На изготовление нового шедевра идет где-то неделя.


– Самое трудное было – определить состав смеси, чтобы держала форму, не осыпалась. Сначала оказалось, что если раствор слишком быстро высыхает, значит – обязательно со временем осыпется. Так бывало, что вечером украсил стенку, а поутру на земле только куски исходного материала. Например, гипсовые скульптуры оказались менее прочными, чем цементные. Потом додумался добавлять в исходный состав клей ПВА. В некоторых случаях, например, вообще не использовал цемента: оказалось, что краска сама может очень хорошо фиксировать песок.


Но видимо, главное – все-таки не только знать этот состав. В первую очередь нужно заручиться перед такой работой согласием домашних. Дочери хозяина квартиры, впрочем, вполне одобряют увлечения отца. Лишь один раз последовало возражение: не понравился дочери орел со змеей в когтях (ну как на мексиканском гербе!), показался слишком уж кровожадным. По просьбам детей орла перенесли в другую комнату, а спальню украсил цементный абсолютно миролюбивый лебедь. Дочери с удовольствием помогают отцу продолжать экскурсию по квартире, они обращают мое внимание также на огромных размеров паука, сидящего на стене, прямо под потолком. Паук прикреплен к стене не намертво, он понемногу двигается, приводимый в движение незаметными ниточками, которые вращает невидимый мне механизм.


Цементный лебедь, парящий под потолком, выглядит огромным, размах крыльев, кажется, даже больший, чем двуспальная кровать в комнате. Я бы, честно говоря, не рискнул ложится спать под такой махиной. Неровен час оборвется – травмы будут очень тяжелые. Однако мой собеседник уверяет, что техника безопасности при монтаже скульптур соблюдалась безукоризненно.


– Внутри скульптуры полые, поэтому весят немного, а приварены они к потолку крепко. К тому же арматура не даст отвалиться даже маленькой части скульптуры.



Во рту акулы


Мне почему-то кажется, что в такой квартире среди бетонных дельфинов со светящимися глазами и ползающих пауков хорошо проводить всякие торжества или, например, встречать новогодние праздники. Когда все вокруг блестит, сверкает, журчит и ползает. Единственное, что удивляет моего собеседника – это реакция его знакомых, которые приходят в гости, и сразу же спрашивают «а мне такое сделаешь»?


– Но до дела так ни в одном случае и не дошло, – вздыхает мой собеседник, – все очень скоро передумывают. Хотя я никому бы не отказал. У меня в таких скульптурах не только вся квартира, но и гараж…


Из кухонной стены в комнату врывается бетонная акула, разве что вместо зубов у нее -покрашенные колючки акации. Во рту у этого существа к удивлению своему замечаю человеческую руку, пальцы которой свернуты в кукиш. Под акулой мы пьем чай.


– А рука, она что означает? – интересуюсь между делом я.


– Это визуализация известной поговорки «в чужой роток не заглядывай, браток». Ходит такая на Донбассе. – отвечает он.


Может и ходит, я, правда, не слышал. На меня равнодушно смотрят глаза бетонного спрута, прицепленного за крючок к потолку. Оказывается, для того, чтобы сделать квартиру неповторимой, требуется не так и много.