Разве можно выразить словами любовь к городу, в котором родился, в котором жил всегда? К своей улице, своему дому, где прячешься от плохой погоды, недобрых людей, нелюбимого времени года. Разве можно описать то дерево, которое видно из твоего окна, — уже изучены все хитросплетения и изломы его веток, ты знаешь, какое оно зимой, покрытое инеем и уснувшее в ожидании весеннего солнца, какое оно летом — веселое и пышное от распустившейся зелени, потом пыльное, и в ноябре, киевском ноябре (такого нет нигде больше на свете) оно темнеет, и стоит неподвижно под холодным осенним, таким киевским дождем, глухо «стучащим» по его уже умирающим листочкам. Разве можно описать то чувство умиротворения и спокойствия, которое наступает, когда в самые трудные и, казалось, безысходные, минуты, идешь куда-то (у каждого это место только его), и ищущими помощи и поддержки глазами находишь наконец то, что поможет обрести вновь душевное равновесие, — для кого-то это Андреевская церковь, для кого-то улочки старого Подола, кто-то приходит посмотреть на Днепр, видимый с Владимирской горки. В общем, у каждого есть место, где душе его благостно.

Готовящийся цикл статей об истории Киева — желание поделиться скромными знаниями и по мере сил сохранить фактические события жизни города, его легенды и предания, память о своих великих земляках. И пусть никогда не осиротеют наши сердца — город, наш родной дом, примет и простит странствующие мятущиеся души, сохранит и укроет от всех бед и несчастий.

 

Часть вторая.

Наш город замечателен и необычен — здесь каждый камешек имеет свою историю, здесь тысячелетние предания переплелись с современностью. У нас даже празднование общих православных праздников имеет свою, только Киеву присущую, особенность. Как жаль, что о многих из этих «отличий» приходится говорить в прошедшем времени.

 

Братский Богоявленский монастырь и академия
1910-е гг.

Уже прошла Вербная суббота — последний день перед входом Христа в Иерусалим (перед Вербным воскресеньем). Уже давно стало традицией, что в вечер Лазаревой субботы в церквях освещаются листья папоротника («ваий»). Позже они были заменены вербой. После их освещения в церкви их вместе с горящей свечой несли домой и хранили целый год за иконами, вкладывали в руки умершим, чтобы те встречали Христа в день воскресения вместе с оставшимися здесь.

Этот привычный для нас обряд освещения вербных веточек берет свое начало в церемониях учащейся киевской молодежи XVII-XVIII веков. Церемонии совершались во время академических празднеств, которые тщетно искать в церковных календарях.

В XVII-XVIII вв. вечером накануне Вербного воскресения студенты Киевской коллегии (потом академии) совершали свой крестный ход и отмечали свою особую Вербную субботу. С вербными веточками студенты шли к покоям митрополита в Софийском монастыре, владыка слушал их речи на латинском языке, благословлял. После чего студенты направлялись в Академию на Подол. По дороге пели «Днесь благодать». По прибытии в Академию открывались двери Богоявленского собора, где процессию встречал проповедью студент-оратор, хор академии пел «Воспойте, людие, благолепно в Сионе» (Сионом в старину назывался Киев).

К.Шероцкий в своем путеводителе (1917 г.), говоря о многих отличительных особенностях богослужебных обрядов, совершаемых в Братском монастыре (Академия уже была упразднена), упоминал о торжественных шествий с ваийями. Его описание повторяет академическое, хотя маршрут уже укоротился (шли от семинарии до академии). И не удивительно, ведь академические шествия через весь город были отменены в конце XVIII века по настоянию Екатерины II, когда происходило «обрусительство» украинской церкви.

Эта церемония, как и многое другое, академическими студентами была заимствована на Западе у католиков. Согласно католической легенде, Мария и Иосиф по дороге в Египет остановились у пальмы, покрытыми обильными плодами. Мария очень хотела есть, но финики висели высоко и достать их не было никакой возможности. Тогда младенец Христос сказал: «Пальма, прекрасная пальма! Наклонись, подай свои плоды моей кроткой матери». И пальма поделилась своими плодами со святыми путниками. «За это, — изрек божественный младенец, обращаясь к дереву, — я повелю моим ангелам перенести одну их твоих ветвей в рай моего отца; а на земле ты будешь, в знак моего благословения, служить венцом для всех мучеников и воителей за веру. Им будет сказано: «Вы заслужили пальму победы».

Папа Римский раздавал пальмовые ветки своей свите, призывая быть «воителями за веру» (митрополит в Киеве благословлял студентов с вербой в руках). Во время Пасхальной церемонии Папа Римский стучит посохом в закрытые двери собора св.Петра и призывает отворить их, в Киеве отворялись двери главной Братской церкви — Богоявленского собора. Несмотря на полную аналогию с католическим обрядом, киевская Вербная суббота имела свое значение.

При написании статьи были использованы материалы книги А. Макарова «Малая энциклопедия киевской старины» (К., 2002).