Однако подобие главной христианской святыни Иерусалима можно было увидеть и на киевской Лукьяновке.

Приходской храм на околице

Долгое время Лукьяновка считалась скромной, маловажной окраиной Киева. Своей приходской церковью здешние жители обзавелись только в начале 1870-х годов. Проект для нее был выполнен в Петербурге архитектором Петром Меркуловым, строительство на месте производили зодчие Николай Юргенс и Петр Федоров.

Значительная часть денег на храм была отписана в завещании благотворителя, чиновника Федора Иванова. Вероятно, поэтому церковь назвали в честь Св. Феодора Освященного. Значительное содействие при строительстве оказал владелец крупной усадьбы на Лукьяновке генерал Александр Багговут – первый староста храма. В дальнейшем его имя присвоили одной из улиц, на которые выходил церковный участок, – Багговутовской.

Лукьяновскую церковь выстроили из кирпича. Она получила облик, характерный для модного в то время “русского стиля”: завершения в виде пяти луковичных глав, шатровая колокольня. Для большей оригинальности купола были окрашены под “шахматку”.

Но в конце XIX века Лукьяновка уже представляла собой значительный район города. Ее население быстро возрастало. Приходской храм довольно скоро стал тесен. Был поднят вопрос о его расширении.

“Киевский Иерусалим” – копия кувуклии. 

По образцу Иерусалима

Традиционным способом увеличения объема церковного здания была пристройка к нему приделов с дополнительными алтарями. Так решили сделать и на этот раз. Но один из прихожан, проживавший на улице Большой Дорогожицкой (ныне Мельникова), – коллекционер предметов старины и художник Турвон Кибальчич – выступил с необычным предложением. Согласно его замыслу, под приделами должны были появиться подвальные помещения, изображающие знаменитые пещерные святыни. Одно из них стало бы копией пещеры Гроба Господня в Иерусалиме, другое – копией храма Св. Климента Римского в Инкермане.

Пещера Гроба Господня – то место, куда принесли тело Христово с Голгофы. Гроб Господень представлял собой высеченное в скале погребальное ложе, которое приготовил для себя благочестивый Иосиф Аримафейский. Евангелие повествует, что на камне, отваленном от входа в эту пещеру, сидел ангел, возвестивший о Воскресении Христовом. Впоследствии пещера Гроба Господня стала главным алтарем грандиозного храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Она размещена теперь в особой внутренней часовне, называемой по-гречески “кувуклия” (буквально “опочивальня”).

Кибальчич побывал в Палестине, посетил святыню и снял с нее точные обмеры. Они были положены в основу проекта “киевской кувуклии” (в его разработке участвовал известный зодчий из Петербурга Альфред Парланд). Работы по расширению храма велись на пожертвования прихожан в 1887-1896 годах. За это время к югу от центральной части соорудили придел с подземным ярусом – подобием внутренней части кувуклии. Турвон Кибальчич подарил храму и несколько реликвий, собранных им в Святой Земле. Так на Лукьяновке появился “киевский Иерусалим”. Сюда сразу устремились многие верующие, у которых не было возможности добраться до Палестины.

Но в советское время судьба храма оказалась плачевной. Его закрыли, а в 1930-е годы снесли. Место Федоровской церкви и небольшого кладбища при ней завалили землей, высадили сквер. Казалось, что “киевский Иерусалим” навсегда утрачен.

Настоятель храма о. Петр (Семащук) в копии пещерного храма Св. Климента Римского.

Докопались до святынь

С 2007 года в Федоровском приходе на Лукьяновке возобновились православные молебны. Поначалу они проходили во временной церкви-палатке. Однако в следующем году было получено разрешение на археологические раскопки места храма. Их проводили священник отец Петр и прихожане под наблюдением специалистов.

Были, конечно, опасения, что от подземных святынь ничего не осталось. Но кропотливые работы, которые велись день за днем, привели к поразительным результатам. Мало того что сбереглись в достаточно сохранном виде фундаменты Федоровской церкви, так археологи смогли обнаружить и подземные сооружения! По-видимому, при сносе церкви перекрытия над ними изломали, обрушили их вниз и забросали строительным мусором. Тем не менее их конструкции в основе своей уцелели.

Так в киевской “кувуклии” все оказалось так же, как и в иерусалимской. Восьмиугольный в плане “придел Ангела” (соответствующий месту, где сидел на камне ангел) оформлен пилястрами. За ним – вход в подобие пещеры Гроба Господня. Вот только само ложе не дошло до нас. Оно было выложено из кирпича, оформлено штукатуркой под камень и накрыто расколотой пополам мраморной плитой – так же, как в подлинной кувуклии. Судя по всему, его сознательно изломали. На месте “пещеры” археологи четко разглядели, где был гладкий цементный пол, а где остались следы уничтоженной кладки “ложа”.

Еще лучше сохранилось северное подземелье – копия инкерманского храма. Его прообраз основал священномученик Климент, папа Римский, сосланный за верность учению Христову в каменоломни Крыма (там он принял трагическую кончину – был утоплен). Церковь в Инкермане, которую он выдолбил в камне собственноручно и где проповедовал, – едва ли не старейший христианский храм в Украине. Ее стены, алтарная преграда и сам алтарь были тщательно повторены в Киеве.

Теперь на Лукьяновке, на углу улиц Багговутовской и Овруцкой, в подземных святилищах вновь проводятся богослужения. И на Пасху у киевлян есть возможность зримо представить себе место, откуда мир впервые услышал торжественное: “Христос воскрес!”