В город на Днепре Соломон перебрался в 1860 году и уже в следующем вместе с земляком-караимом Шапшалом основал небольшой табачный завод с магазинчиком. Успех не заставил себя ждать: фабрика, где поначалу работало не более двадцати человек, превратилась в большое преуспевающее предприятие.

К 1885 году в Киеве действовало 13 табачных заводов, но крупнейшими являлись фабрики Соломона Когена и его брата Моисея. Поскольку производство и торговля тогда часто связывались географически, удачное расположение предприятия означало прямой путь к сердцам потребителей. Вот Коген и разместил фабрику в самом центре города (Крещатик, 17).

Кстати, рядом, в доме N19, жил сам Соломон Аронович с женой и шурином Шишманом. Его, своего брата и евпаторийского мещанина Симу Прика Коген взял в компаньоны, открыв торговый дом “Коген и Шишман”. Несколько лет предприятие использовало арендованные площади, но вскоре средства позволили приобрести большую усадьбу между улицей Ново-Елизаветинской и Крещатиком, построить производственные корпуса.

Купив усадьбу на Лютеранской, 6, Когены задумали отдать одно из возведенных там 2-этажных зданий под табачную фабрику. И хотя поначалу санитарная комиссия не давала разрешения на открытие производства, предприниматели таки добились своего.

Впрочем, в планы Соломона Когена входило не только завоевание рынка новым товаром — “сигаретками”. Он также хотел приучить киевлян к мысли, что за удовольствие нужно платить. Дело в том, что в середине XIX века Киев был тихим провинциальным городом с обширными усадьбами, где кроме яблонь рос табак-самосад. Многие жители столицы Юго-Западного края не курили, а нюхали, для “крепости” подмешивая гвоздику, перец. Что же касается курения, то широко были распространены трубки. По воспоминаниям современника Когена, “с этого времени появляются папиросницы, пепельницы, которые раньше были не в ходу, так как чисткой, набивкой и раскуркой трубки занималась прислуга. Папироса более портативна, экономна, независима”.

Главным достижением “табачного” лидера на поприще тогдашнего рекламного бизнеса стала “раскрутка” папирос как современного продукта, дескать, “понюшка табаку” — атрибут быта “старосветских” помещиков и мещан. Помните “шкворчащую папироску” Голохвастова и “нюхательный табачок” папиньки Прони Прокоповны?!

К тому же папиросы Соломона были довольно дешевы, чем сразу воспользовались студенты и гимназисты. Неудивительно, что к концу XIX столетия курящие профессор, адвокат или купец перестали восприниматься как нечто экстраординарное.

P.S. После смерти братьев Когенов управление предприятием взял на себя старший сын Моисея, который в 1905 году преобразовал фабрику “Соломон Коген” в акционерное общество. Спустя четыре года производство переехало на Бибиковский бульвар, 72–76 (теперь — начало пр. Победы), а чуть позже наследники Когенов учредили акционерное общество фабрик “Соломон Коген” и “Бр. Коген”. Однако “папиросы Когена” по-прежнему пользовались бешенной популярностью и продавались в 4-х специализированных магазинах на Крещатике. Во время национализации предприятия стали 4-й Государственной табачной фабрикой.