Рассказывая о сегодняшнем состоянии одного из самых известных больничных приходов города, нельзя не упомянуть о том храме, в котором должна была бы сегодня молится его община. Этот храм, построенный в честь первого митрополита Киевского Михаила, некогда возвышался на склонах Шелковичной горы, созывая всех жителей Печерска на богослужения. Однако в 30-х годах он оказался уже “ненужным строением”, и следовательно, “из-за ненадобности” был разрушен большевиками Печерского района. От него осталась лишь цокольная часть с подвальным помещением.


Вашему вниманию предоставляется научная записка ведущего искусствоведа института “Укрпроектреставрация” М. Г. Дегтярева, подробно рассказывающая о его истории.


История создания церкви свт. Михаила тесно связана с историей формирования комплекса больничных сооружений центральной городской больницы г. Киева, в дореволюционное время носившей название “Александровской”. В конце 19-го века это был первый больничный городок, имевший свой оригинальный статут, который позволял бесплатно, либо за незначительную плату производить киевской бедноты и иногородних.


Необходимость в Киеве больницы “для бесплатного пользования лиц из беднейшего класса народа” возникла еще в 1860-х годах. Участок для строительства “городской больницы для бедных” был определён на Шелковичной горе составляющий южный склон Липок.


Здесь, на склоне горы, “на земле… принадлежавшей к составу государственного имущества” в середине 1870-х годов по планам и сметам больничных зданий, составленным архитектором В. Николаевым начала создаваться больница барачной системы.


Строительство больницы осуществлялось на пожертвования сделанные жителями Киева, а свое название “Александровской” больница получила после счастливого выздоровления Государя Наследника Цесаревича Александра от тифозной палочки.


В конце 19-го столетия происходит интенсивный процесс застройки больничной усадьбы новыми корпусами, увеличивается численность больных, находящихся на стационарном лечении, и в 1893-1895-х годах для удовлетворения религиозных потребностей больных здесь возводится каменная церковь в честь святителя Михаила І-го митрополита Киевского. Строительство храма осуществляется по проекту и под наблюдением академика архитектуры В. Николаева на пожертвование Потомственного Почетного Гражданина Михаила Парфентиевича Дегтярева. В плане церковное сооружение представляло прямоугольник, приближающийся к квадрату, с тремя полуциркульными аспидами с восточной стороны и небольшим прямоугольным ризалитом притвора с западной. Центральная глава храма была увенчана большим полусферическим куполом на барабане, стены которого были прорезаны рядом оконных проемов с полуциркульными перемычками.


В газете “Киевлянин” от 19 июня 1895 года в статье, написанной по поводу освящения храма, состоявшегося 18 июня указанного года, содержатся следующие подробности: “… стены имеют 7-ми аршинную толщину для устойчивости свода. В храме находится три притвора три придела: средний – самый большой -во имя св. Михаила, митрополита Киевского, левый придел – во имя св. Александра Невского. Вся утварь заказана была в Москве и оттуда же были получены металлические хоругви. Иконостас одноярусный из темного дуба с резьбой и позолотой был изготовлен местным мастером Доболиным. Иконы писаны так же местным живописцем. Пол паркетный. Церковь была достаточно светлая благодаря достаточному числу окон, особенно в куполе. Все оконные рамы были сделана из железа, следствии чего не было надобности вставлять в них железные решетки. Перед входом в храм была сделана гранитная лестница и над ней возвышалась звонница с колоколами, по образу древних новгородских звонниц.


В 1899 году производится достройка к северному фасаду храму прямоугольного объема с полуциркульным выступом с севера. Под этой пристройкой устраивается подвальное помещение , где устанавливается “изсеченый из лабрадора” склеп с телом умершего 21 декабря 1898 года фундатора церкви М. П. Дегтярева, бывшего церковным старостой храму со времен его освящения до своей смерти. Строительные работы строительные работы осуществляются на средства покойного м. Дегтярева по инициативе его вдовы, Елизаветы Ивановны Дегтяревой.


1900 году для придания


очертаний церкви симметрии, также по инициативе Е.И. Дегтяревой, производится пристройка к южному фасаду храму аналогичного по формам и габаритам объема. Отмечено реконструкционные работы 1899-1900 годов осуществляются по проектам и под наблюдением В. Н. Николаева, занимающего в рассматриваемое время должность Киевского епархиального архитектора.


В 1901 году по проекту В. Николаева с западной стороны к храму пристраивается каменная двухъярусная колокольня. В то время в храме производится капитальный ремонт с заменой деревянных половых балок железными и с устройством вокруг церкви дренажа. Все работы по расширению и ремонту церкви произведены на средства вдовы строителя Е. И. Дегтярёвой.


В 1902 году после смерти Е. И. Дегтярёвой ее тело было захоронено рядом с телом ее мужа под северной пристройкой храма в склепе, ставшем теперь семейным.


В предреволюционный период Михайловская церковь при городской Александровской больнице уже является не только христианским храмом, но и своеобразным общественным центром, при котором функционирует благотворительное братство. Члены братства видели свою задачу в оказании самой различной по характеру бескорыстной помощи больным и нуждающимся, без различия веры и национальности: пособием, одеждою … и деньгами; содействию по приисканию заработка; доставлением средств возвратится на родину; призрением и воспитанием детей больных и умерших родителей… и др.


Октябрьский переворот 1917 года, приведший к захвату большевиками власти в стране, нарушил прогрессивный ход развития нашего общества. Михайловская церковь была закрыта, церковное братство ликвидировано. В 1930-х годах само церковное здание было разобрано почти до основания, а в уцелевшей цокольной части устроены складские помещения. В период Советской власти сложились все усилия, необходимые для того, чтобы бесследно исчез “изсеченый из лабрадора” склеп Дегтяревых.


Изложены в данной исторической записке факты, позволят сделать вывод, что к началу XX-го века после ряда достроек и переделок Михайловская церковь приобретает свой окончательный завершенный облик.


До недавнего времени термины “эклектика”, “эклектический архитектурный стиль” употреблялись, в основном, в негативном смысле, как искусственное и не всегда уместное объединение в одном здании элементов и форм различных архитектурных стилей. Однако в наши дни подобные сооружения все чаще и справедливо приобретают значения полноправных памятников архитектуры, в которых отразились общественные вкусы, достижения строительной науки и техники упомянутой эпохи.