– Хорошо, что она есть. В Европе популярен такой вид транспорта, потому что он в разы дешевле, чем строительство метро, – считает Ярослав Щербаков, пресс-секретарь организации “Киевляне за общественный транспорт”. – Но плохо то, как ее сделали: ходит редко, только в час пик, многие остановки расположены в промзонах, далеко от жилмассивов. Из-за этого электричка стала транзитным транспортом. Я бы оценил работу “наземного метро” за первый год на троечку.

В следующем году планируют добавить еще пять-шесть станций. А больше станций – больше пассажиров.

Альтернативный проект с заездом на Троещину

Одна из главных целей “наземного метро” – вывезти утром жителей микрорайона на правый берег, минуя пробки на Московском мосту. Электричку запустили, но на саму Троещину она не доходит: к остановке “Троещина” (бывшая “Огородняя”) подходят автобусные маршруты, а через пару недель к соседней станции “Радужная” будет подвозить людей скоростной трамвай. Инженер Виктор Петрук, известный по альтернативным проектам развязок на Шулявке и Почтовой площади, предложил свой вариант работы городской электрички. 

– Я предлагаю, чтобы электричка заезжала на жилой массив и забирала оттуда пассажиров, – рассказывает “КП” Виктор.

По проекту, который реализуется сейчас, скоростной трамвай довезет пассажиров до кольца электрички, а на правый берег “наземное метро” сможет перевезти максимум 18 тысяч человек. По проекту Петрука, электричка доставит 46 660 пассажиров, то есть значительную часть жилмассива. Для этого нужно проложить рельсы вдоль берега Днепра (см. схему) и довести их до линии скоростного. Сейчас этот проект обсуждается в Киевсовете. Если специалисты оценят его положительно, то вынесут на градсовет. Правда, через пару недель должны открыть скоростной трамвай на Троещине и захотят ли власти реализовать другой проект – еще вопрос.  

Плюсы и минусы “наземного метро”

+ Возможность для людей отдаленных массивов быстрее добраться до подземки.

+ Альтернатива переполненному общественному транспорту. Всегда есть возможность спокойно сесть в вагон.

– Редко ходит, станции находятся в промзонах. Обещали, что круг по городу поезд объедет за 50 минут, реально – 1 час 30 минут.

– Опасность: больше десяти смертей за год. Здесь проблема в непродуманных переходах: люди идут прямо по рельсам, из-за этого погибают.

– Затратность проекта. Изначально проект социальный, то есть убыточный. От работы электрички теряет деньги железная дорога – утром и вечером вместо грузовых составов курсирует “наземное метро”, а это десятки миллионов в год. Не зарабатывает и “Киевпас­транс” – из-за малого пассажиропотока и большой части из них льготников (30% от общего количества). Только за первые полгода работы электрички городские транспортники задолжали железнодорожникам более 30 млн грн. Таким образом, можно предположить, что за год город потерял не менее 50 миллионов. 

Альтернативный проект

КСТАТИ

Другие транспортные проекты Киева 

За последние годы кто только не предлагал идеи, как разгрузить переполненное киевское метро. “Комсомолка” собрала эти прожекты и узнала их дальнейшую судьбу. 

 

 

1. Троллейбусы в Бровары и Ирпень. Говорят об этом чиновники уже лет десять. Но до конкретных действий дошло только недавно. Кабмин утвердил проект: расширение дорог с двух до четырех полос (одна будет для общественного транспорта), закупка троллейбусов… Смогут ли троллейбусы конкурировать с маршрутками? Вряд ли, ведь едут они медленнее и вряд ли наши автомобилисты будут им уступать полосу. 

Когда запустят? Планируют в 2014 году, но под большим вопросом. 

2. Дизель-поезд в Вышгород. В октябре 2010 года железная дорога запустила поезд с Петровки в пригород Киева, курсировал он только в час пик. Из-за низкой цены на проезд (3 грн.) состав должен был составить конкуренцию частным перевозчикам. Но в июне этого года маршрут отменили из-за низкого пассажиропотока. Одна из проблем – неудачное расположение платформы в Вышгороде, далеко от жилой застройки. 

Когда запустят? Пока не планируют. 

3. Речной трамвай. Идею воплотили в жизнь при Черновецком в 2009 году. Мосты через Днепр не строились, и как один из способов добраться утром с левого берега на правый – начали курсировать катера. С остановками “Русановка”, станция метро “Днепр”, Речной вокзал. Но катерами пользовались только несколько десятков человек, поэтому “лавочку прикрыли”.

Когда запустят? В Киевской администрации нам рассказали, что проблема в причалах. Они находятся в собственности министерства, и городу или частнику приходится платить аренду. Если министерство отдаст городу причалы, то в следующем году трамвайчик вернется. 

4. Скоростной трамвай на Троещине. Через пару недель на Троещине откроют ветку скоростного трамвая. Еще в 2000 году трамвайную линию открыли урезанной, курсировал он от жилмассива до проспекта Ватутина, а не до станции метро, как планировалось. Поэтому пассажиров было очень мало и вскоре маршрут закрыли. Сейчас его “протянули” на один километр – до городской электрички. Обещают, что от конечной станции “Милославская” с пересадкой на “наземное метро” до Петровки пассажиры смогут доехать всего за 25 минут. 

Когда запустят? В октябре этого года. 

5. Воздушный экспресс в аэропорт “Борисполь”. Проект соединить ж/д вокзал и аэропорт давно обсуждается. Летом был подписан договор с инвестором из Китая, и якобы строительство должны начать уже в этом году. По планам маршрут займет около 40 минут, билет будет стоить 40-60 грн. Стоимость проекта – 3 млрд грн., окупится он минимум через 25 лет. Захотят ли китайцы вкладывать деньги?

Когда запустят? Планируют в 2014 году, если китайцы, конечно, рискнут вложить деньги.