Православие, утверждая свои позиции в Руси, со слезами и кровью принявшей христианство, было вынуждено идти на компромиссы, принимая в свои ряды новых святых, переделывая до неузнаваемости старых, добавляя надуманые праздники, календарно совпадающие с дохристианскими. Этим компромиссам мы обязаны почитанием православных святых Власия и Георгия Победоносца, Ивана Купалы и Андрея Первозванного, празднованием Троицы и Покрова Святой Богородицы. Только вглядевшись, можно узнать знакомые дохристианские лица. Прислушайтесь к рождественским колядкам – и поймете, что к старейшим из них Христос не имел никакого отношения. Всмотритесь в узоры украинских пасхальных писанок, и увидите Праматерь и крылатого Змия, колесо Рода и свастику Солнца.

 

Замечательный украинский этнограф Олекса Воропай в своей книге «Звичаi нашого народу» приводит такой интереснейший обычай. В день Андрея вечером собираются все парни и девушки в большой хате играть в Калету. Калета – большой корж из белой муки с дыркой посередине, ее пекут все девушки, сколько бы их ни было, каждая должна поучаствовать. Калету привязывают к концу веревки перекинутой через потолочную балку на такой высоте, чтобы только-только рослому парню зубами достать, да и то хорошо подпрыгнув. Второй конец веревки находится в руке самого ловкого и веселого парня в селе. На этот вечер он – «пан Калетинский» и охраняет Калету. К нему верхом на кочерге-коцюбе поочереди подъезжают другие парни («паны Коцюбинские») и, после непродолжительного разговора, пытаются зубами в прыжке ухватить Калету. При этом «Калетинский» поддергивает Калету вверх, не давая ухватить ее. При хорошем «Калетинском» Калета остается нетронутой до конца вечера. В этой игре, изначальный смысл которой прочно забылся к началу XX века, когда она была описана, по мнению Ю.А.Шилова, просматривается древний ведический миф о рождении Индры-змееборца.

 

Рождения будущего спасителя солнца поджидал змий Вьяса (Вйаса), чтобы съесть героя, не дав ему вырасти и окрепнуть. Индра обманул змия, родившись через бок своей матери, и победил Вьясу. Позже, заручившись поддержкой бога Вишну и заполучив булаву-ваджру (ставшую символом силы и власти у потомков ариев), Индра спасет солнце и весь мир от власти другого змея – Вритры. Но это будет весной, а пока люди издеваются над жестоким змеем Вьясой, помогая спастись рождающемуся Индре.

 

Возраст у ариев считался не по количеству прожитых лет, а по количеству прожитых осеней – возможно именно потому, что осенью родился змееборец-спаситель солнца. В этот день, на Андрея, почитали мужественность, как один из атрибутов Индры: парням прощались любые шалости, они имели наибольшие права. И в этот же день девушки загадывают на суженого. Так что если искать в истории «всеславянский мужской день» – так это день Индры-Андрея-змееборца, последний день осени. Интересно и фонетическое родство имен ведического бога и православного святого, вызванное необходимостью адаптировать христианство на чуждой ему почве. Оно показывает сложный путь индоевропейских имен и понятий. Ведический Индра, воплощение мужественности, дал имя «андрон» понятию «мужчина» в греческом языке, откуда оно, уже в виде имени, перекочевало в Палестину. А через тысячелетия имя древнего бога снова пришло на земли, откуда расходились когда-то по свету арийские племена, как имя христианского пришлого святого.

по материалам http://tony.donetsk.ua/iso/_vedic/indra.html

 

Православие

Святой апостол Андрей Первозванный, память коего совершается 13 декабря, один из двенадцати апостолов, был рыбарь из города Вифсаиды. Он первый последовал за Иисусом Христом, почему называется первозванным, и привел к Нему брата своего Симона Петра. По сошествии Святаго Духа на апостолов, святой Андрей проповедовал веру Христову по берегам Черного моря, прошел Понт, Вифинию, Иверию и перенес проповедь свою в Скифию (нынешнюю Россию). По преданию, он доходил до Киева и предсказал, что на горах Киевских и во всей стране той воссияет благодать Божия. Он основал церковь в Византии, для которой поставил епископом Стахия. Около 62 года, в городе Патрасе, в Ахаии, скончался крестною смертью.

Пред смертною казнью при виде креста, сделанного, по приказанию проконсула Ахаии Егеата, в виде буквы X (который впоследствии между христианами стал известен под именем андреевского креста), апостол Андрей с радостью воскликнул: «О, благий кресте, давно желанный, страстно любимый, неослабно искомый, и теперь-то приготовленный для желающей души! – Я прихожу к тебе спокойный и радостный: и ты с торжеством прими меня!» Так взывает святой Андрей Первозванный, и в ужасах крестной смерти поставляет свое блаженство!

 

В России

Андрей Первозванный – покровитель морского искусства. Ему же молятся девицы о даровании хороших женихов. Предшествующая этому дню ночь называется «Андреева ночь». По народному поверью в эту ночь молодым девушкам и парням может явиться образ суженых. Для этого, ложась спать кладут кусочек испеченного своими руками хлеба под подушку, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи моего хлебушка отведать».

В этот день наслушивали воду. Старики этот обычай чтили.

Поутру шли на реку, рубили прорубь, прежде чем зачерпнуть воды, опускались на колени на краю проруби, прижимались ухом ко льду и слушали. Верили, что коли шумная вода, то надо ждать метели, стужи. Коли тихая вода на Андреев день, то зима будет тихой, хорошей. Черпали воду из проруби, несли домой. И когда вода была шумная, то сразу ее не наливали в чугуны, не разливали по лоханям. А надо было воду успокоить, чтобы с этой водой в твой дом шум не вошел: «Шум-шумок, ты почто спохватился? Коль на радости – стучи. Коль на горе – смолкни. У сохи, корчи, гнести, не созывай к моей печи.»

На Украине

Отрывок из книги «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян». М.А. Маркевича

23 Ноября – Но вотъ приходитъ зима. На канун? дня св. Ведикомученицы Екатерины парубки, т. е., молодые люди не женатые, постятъ, чтобъ им?ть добрыхъ женъ; если же они грамотны, то сверхъ того должны читать житie Великомученицы Варвары.—

24 Ноября – Въ самый день св. Екатерины, д?вушки ср?зываютъ н?сколько прутьевъ съ вышень и ставятъ ихъ въ воду. Если на нихъ будуть цв?ты къ Рождеству, то гадающая выйдетъ за мужъ.

29 Ноября – Но настоящiя гаданья начнутся черезъ пять дней, т. е., на канун? св. Андрея Первозваннаго; ихъ много способовъ; воть т?, которые в?рн?е и сл?довательно предпочтительн?е:

1. Взять горсть коноплянаго с?мени, выйдти въ полночь на дворъ, три раза обойти вокругъ хаты или повитки, с?ять въ это время с?мя, скородить ихъ рубахою и приговаривать:

«Я, святый Андрiю,
«Конопельки ciю;
«Дай-же, Боже, знаты
«Съ кимъ. висилье граты.»

Женихъ приснится неминуемо.

2. До восхода солнца, скрытно отъ вс?хъ, взять горсть коноплянаго с?мяни, завязать въ рубаху и носить ц?лый день; вечеромъ пос?ять; заскородить рубахой и, не сомн?ваясь, сказать:

«Хто мыни суженый, той прыде зо мною конопельки брать.»

Суженый непрем?нно придетъ ночью дергать коноплю. Это гаданье можно употреблять и на канун? новаго года.

3. Взять по наперстку: соли и пшеничной муки; разболтать ихъ въ вод?; передъ вечеромъ выпить это. Ночью будетъ ХОТ?ТЬСЯ пить; суженый подастъ воды. 4. Взять предыдущую пропорцiю т?хъ же ингредiентовъ, да наперстокъ воды; зам?сить и спечь коржикъ. Ложась спать, одну половину коржика сь?сть; а другую положить подъ подушку; суженый придетъ, чтобъ съ?сть остальное.

5. Спечь большой соленой коржъ и съ?есть на ночь; суженый подастъ пить.

6. Положить кусокъ хл?ба съ солью подъ подушку; суженый придетъ под?литься.

7. Выдернуть изъ кровли стебель соломы, чтобъ только онъ былъ съ колосомъ. Если въ колосе найдется зерно—женихъ будетъ богатый; если не будетъ зерна—женихъ будетъ б?днякъ; если солома безъ колоса, то жениха тотъ годъ не будетъ. Зд?сь одно зам?чательно, что у плохаго молотника дочь должна им?ть непрем?нно богатаго жениха, хотя отецъ ея б?дн?е хорошихъ молотниковъ.

8. Налить воды въ тарелку; положить на нее н?сколько соломинокъ въ вид? мостика, и поставить себ? подъ кровать. Суженный придетъ перевесть нев?сту черезъ мостъ.

9. Проснувшись утромъ 29 Ноября, подвязаться поясомъ; ц?лый день молиться и не ?сть ничего; ложась спать, снять поясъ, положить его крестомъ подъ подушку; потомъ сказать громко:

«Живу въ Кiев? на горахъ,
«Кладу хрестъ въ годовахъ;
«Съ кимъ винчаться,
«Съ кимъ заручаться,
«Съ тымъ и за руки держаться.»

Ночью явится женихъ, или какъ называютъ его «судьба», а еще иначе: «дружба.»

10. Посадить «пивня в дижу» и поставить «на покути,» на полу поставить миску съ водой, и тутже посыпать кучки проса, ржи, гречихи. Если п?тухъ изъ д?жи кинется на зерно,—женихъ будетъ славный хозяинъ; если онъ кинется къ воде—женихъ будетъ— поганый пьяныця.

11. Но лучшiй, употребiтельн?йшiй, ни когда необманчивый рецепть гаданья, вотъ онъ: спечь небольшiя здобныя булочки, балабушки; сверху примазать ихъ масломъ и положить попарно на скамь?, т. е., на ослони, каждую пару назвать именами, предполагаемыхъ нев?сты и жениха. Впустить въ избу собаку, которая ничего-бы не ?ла ц?лый день. Хотя балабушки положены попарно, но обыкновенно собака одну съ?тъ изъ одной пары, другую изъ другой, такимъ образомъ она составляетъ пары по своему. Вотъ то-то будетъ свадьба, а вовсе не такъ, какъ положено гадающими. Но если сбросить собака балабушку на полъ, то это дурно; это предв?щаетъ если не смерть, то покрайней м?р? одиночество на целый будущiй годъ.

1 Декабря – Въ день святаго Наума хорошо начинать учить д?тей; наука пойдеть на умъ.

4,5,6 Декабря – На Варвары, говорятъ, зима ложится: «Варочка постеле,. «Савва погладыть, а Мыкола стукне.»—А между т?мъ «Варвара ночи вкрала, дня прыточала.»

Въ эти-же дни волки начинаютъ б?гать стаями, и разгонять ихъ первые только выстр?лы, которые раздадутся при водоосвященiи въ день Богоявленiя Господня.—