Настоящим испытанием для прибрежного массива стало наводнение 1970 года – крупнейшее в Киеве в современной истории. Всего пару метров – и Днепр окажется на улице Энтузиастов, а на лодках вполне можно отправляться от автобусной остановки. Можно себе представить, что думали тогда жители этих новеньких многоэтажек. Впрочем, с пуском Каневской ГЭС Днепр в Киеве можно было регулировать – и больше такие паводки не повторялись.

Прокладывались новые улицы, разбивались скверы, засаживались молодыми деревьями бульвары. Воскресенка, Нивки, Борщаговка – чуть больше полувека назад под этими названиями однозначно подразумевались села и хутора, а ныне – огромные массивы. И лишь на их окраинах еще сохраняется частный сектор – давшие этим массивам имена старинные поселения. Но главное – в те десятилетия для очень многих отдельные квартиры стали реальностью. Горожане переселялись из подвалов и бараков, в город хлынула волна приезжих со всей страны – и они тоже вскоре получали жилье. Ныне дома тех лет обветшали, потемнели от копоти и старости, утонули в гуще деревьев – и считаются отнюдь не лучшим местом жительства. О тех временах, когда деревья были маленькими, а «хрущевки» и «брежневки» – новенькими, напоминают разве что фотографии.

Проспект Мира: аллея новизны

Ныне кажущаяся узкой и унылой, эта улица в 1960-е выглядела, как парадный проспект – с новенькими тротуарами и новостройками. Автомобилей очень мало, но автобусы отправляются один за другим. Молодые деревца и зеленая полоса посреди проспекта придают особый дух торжественности и новизны – ныне же за деревьями не всегда и дома разглядишь. И, конечно, никаких застекленных балконов, кондиционеров, утеплений и прочих признаков обжитости – словно дома только-только сошли с кульмана архитектора.

Массив Левобережный: очереди на автобус

Не только в наши дни киевский транспорт переполнен: один из первых автобусов ЛАЗ-695-Б в середине 1960-х годов вряд ли вместит всех желающих уехать. Никакого «штурма» нет: все чинно стоят в очереди. Кстати, в те годы так было не только с автобусами. И в трамваях, и в троллейбусах вход осуществлялся только через заднюю дверь, выход – через переднюю. На конечных (и не только) люди мирно ожидали свой рейс. Возродились очереди на общественный транспорт уже в эпоху маршруток.

Русановка: стройка в песчаной пустыне…

Первые дома массива, расположенного на намытом острове, вскоре будут заселены. Заканчивается обустройство дороги, еще стоят строительные бараки, в канал под тротуаром моста прячут теплотрассу. Это в наши дни тепломагистрали будут рваться от старости, тогда же централизованное отопление считалось высшим проявлением цивилизации. Вокруг, на удивление, пусто – будто это не город с тысячелетней историей, а только-только освоенная целина. Живости придает разве что «Москвич» первых моделей, такие нынче – уже раритеты.

…и наводнение 1970-го