Обходим здание метро Арсенальная и осторожно (здесь бывает скользко) спускаемся к Парковой дороге. Красное здание слева – военная комендатура, когда-то – Никольский форт. Переходим улицу и спускаемся еще ниже – за белым забором, разрисованным «минималистичным графити», Вас ждет Зеленый театр. Или то, что сейчас называется этим громким именем. 

Белый забор – только с одной стороны. Дальше идет зеленая оградка, которую (при наличии минимальной физической подготовки и отсутствии посторонних глаз) преодолеть не стоит труда. Если не пугает – поехали.

Диссонанс новомодных столиков в духе 70-х, потрёпанного  бара и величественной вековой стены просто огромный. Сложно избежать ощущения, как будто провалился в межвременье, где с одной стороны еще не закончился 19-й век, а с другой давно уже начался 21-й.

Не знаю, это ли то место, где можно спокойно смотреть кино. Но, собственно, в бытность его именно Зеленым и именно театром это здесь и делали. Но давайте обо всем по порядку. Ведь началось все (по официальным данным) в далеких 1850-х.

 

Историк-киевовед Михаил Кальницки:

Главная причина, по которой на этом участке Набережной появились все коммуникации, – это Цепной мост через Днепр. Когда его построили, Набережная стала стратегическим военным пунктом. Ее нужно было закрыть.

 

Так появился Подольский верк, иначе говоря, башня, которая перекрывала шоссе. Чтобы обеспечить ее связью со «штабом» в крепости на вершине горы, а заодно и «укрепить тыл», решено было построить две подпорные стены. Собственно, те самые, которые сейчас называют Зеленым театром.

 

 

 

Историк-киевовед Михаил Кальницки:

Главная задача обеих стен – обеспечить всевозможную коммуникацию между башней внизу и крепостью вверху. Но, кроме того, в галереях обеих можно было разместить по роте солдат. Защищенные со всех сторон, они стреляли бы из бойниц. В общем, враг не пройдет.

 

Но враг даже не попытался пройти. Эти стены ни разу не участвовали в военных действиях. В начале прошлого века крепость начали использовать как склад, а верк – в качестве водокачки. Потом башню и вовсе снесли. А между величественными стенами построили кинотеатр.

 

 

 

Историк-киевовед Михаил Кальницки:

Кинотеатр здесь появился после отечественной войны. Понимаете, в чем штука: до войны все развлечения были на Крещатике. А теперь он лежал в руинах. 1949, все потихоньку приходят в себя, война забывается, надо же как-то веселить народ. Отстраивать центр долго, поэтому известный архитектор Александр Власов предлагает построить развлекательный центр на склонах Днепра.

 

Голые горы быстро превратились в парк со всевозможными качелями-каруселями. Частью этого и стал амфитеатр на 4 тысячи мест, где наши бабушки посмотрели все трофейные кинофильмы.

 

 

Но каким бы популярным ни было это место, славе свойственно проходить. Большие концерты со временем перенесли под крышу, в новенький октябрьский дворец, в 60-х появилась новая зона отдыха – Гидропарк. В 80-х зеленый театр пуст. В 90-х сгорел. При чем, поговаривают, в него попала молния. В начале нового тысячелетия его выкупила частная фирма.. ну и дальше вы уже знаете.

Но любители леденящих кровь рассказов отсчитывают историю этого места еще с 8-го века и называют его Провальем. Поговаривают, оно было и остается центром подземных коммуникаций еще с основания Киева. По не проверенным данным, эта конструкция была изначально заложена в 1161 году и имеет 9 уровней глубоко под землей. Еще в народе любят рассказывать зловещие истории про женский монастырь, который позже вычеркнули из истории церкви за ужасные вещи, которые там творились. Хотя историки говорят, это маловероятно. Очень уж неудобное место для масштабного строительства.

Мистические истории этого места поистине неисчерпаемы. Начинают их всегда почему-то с того, что здесь любил гулять Булгаков. А основная часть не обходится без Хозяина – человека в пальто с капюшоном, который является любопытствующим, особенно в туманную тоскливую погоду. В «народных легендах», скорее всего придуманных несовершеннолетними неформалами, которые в свое время устраивали веселые пирушки в галереях стен, Хозяин – это воплощение абсолютного зла. И при входе в театр с ним обязательно нужно здороваться. Испуг и сумасшествие – частые последствия визитов к Хозяину, если верить мистическим блогам в интернете. Впрочем, верить этому вряд ли стоит.

 

Виктор, диггер:

Серед дігерів це досить відоме місце. Звісно, ніякою містикою чи загадковістю там і не пахне. Чому зібрався йти? Ну просто для галочки. Стільки всякого відвідав, а зеленку ні. От і вирішив виправити це.  Я побував в десятках всяких фортифікаційних споруд, так що для мене це місце не являє собою нічого особливого. Просто атмосфера руїни

источник, http://general-kosmosa.livejournal.com/

 

Спускаюсь еще ниже. По черно-белой дорожке, бордюры которой разрисованы какими-то хиппи-графитчиками, ко второй стене.

Стоя у подножия горы и разглядывая стену со странным смешанным чувством близости к истории и ностальгии за тем, чего не было, я вдруг учуяла запах костра или печки. Он-то и вернул с небес на землю. Никаких неформалов, никакой мистики. Просто рядом в некоем подобии землянки живет человек, сушит на веревках на улице синие штаны и топит буржуйку.