Уплатив всего 24 копейки за проезд, и устроившись в вагоне одного из поездов Юго-Западной железной дороги, путник вскоре оказывался в милой сердцу провинции.


Кроме того, с мая по октябрь на этом участке курсировали и специальные дачные поезда. Интересно, что неподалеку от Боярского вокзала, Управление вышеназванных дорог, для развлечения дачников, по четвергам и воскресеньям устраивало бесплатные концерты, исполняемые железнодорожными оркестрами и хором.


Для лодочных прогулок боярских дачников существовал старинный пруд. Для любителей поплавать, в версте от первого, в прекрасном лесу, еще не растасканном на дрова, предприниматели устроили новый пруд. Дополняло удовольствие отдыхающих и «кумысно-кефирное заведение», так что недостатка в прохладном и целебном йогурте дачники не испытывали.


Прекрасный сосновый лес, тянущийся по всей длине дач, был показан «слабогрудым и легочным больным». Боярка приобрела значение климатической станции (курорта) не только для киевлян, но и привлекала иногородних, благодаря умеренным ценам на жилье. В 1913 году 3-х комнатные дачи сдавались здесь за 150 рублей в сезон. В Боярском лесу имелась «Санатория Общества подания помощи бедным чахоточным евреям города Киева» с десятью корпусами.


Одной из поэтических местностей Боярки была «Надсонова долина», обязанная своим названием поэту С. Я. Надсону, который, в окружении дачной молодежи провел здесь последние дни своей земной жизни.


Ниже, чем в Боярке, были цены на дачи, расположенные в соседней Будаевке. Здесь было много простора, больше тишины и покоя, хороший целебный воздух. Дачи эти, между-прочим, существовали в окружении крестьянских дворов, а значит здоровая еда за доступную цену всегда было «под рукой». Интересны народные ориентиры дачных участков, как то: Будаевка от пруда, Будаевка к мосту, Будаевка – пески, Будаевка – Набережная…


Вторым по популярности дачным поселком (после Боярки) был новорожденный Святошин. Более того, незадолго до начала Первой Мировой войны он стал по сути – первым.


Чтобы добраться сюда, можно было воспользоваться почти дармовыми услугами Городской электрической железной дороги, то есть -трамвая. За проезд от Триумфальных ворот (пересечение нынешних проспектов Воздухофлотского и Победы) и аж до самого отдаленного участка поселка уплачивалось 20 копеек. При этом вагоновожатые подавали дамам «ручку», были предельно вежливы, знали иностранные языки. Кстати, трамвай курсировал в летний период неустанно. Каждые 15 минут подавались вагоны, увозившие отдыхающих и их гостей не за тридевять земель, а всего-навсего, за восемь верст от шумного Киева в тень сосновых лесов, к прохладе зеркальных прудов, в чудесный мир загородного существования.


«Езда продолжается около 35 минут. Вагоны Киево-Свято-шинского трамвая очень удобны и изящны на вид, имеют плавный и свободный ход и от конечных пунктов отходят через каждую четверть часа», указывалось в «Спутнике по Киеву» С. М. Богуславского, изданном в 1913 году. Проезд по Киево-Ковельской ветви обходился на шесть копеек дешевле, но в этом случае приходилось выходить из вагона на Первой просеке, т.е. в самом начале дач, тогда как трамвай доходил до Пятой просеки Святошинского леса, т.е, прибывал в самый центр поселка, непосредственно ко входу в парк!


Итак, чтобы отдохнуть «по-человечески», можно было махнуть в Ниццу или Баден-Баден, а можно было оказаться в самой настоящей пригородной «Санатории», что обходилось несравнимо дешевле.


«Поселок Святошин расположен в сосновом лесу, стоящем на • уровне Киевских высот и отличается чистотою озонированного воздуха»,


сообщалось в справочной книжке Правления Общества Благоустройства, изданной в 1914 году. В то время, «в видах охранения чистоты воздуха» здесь запрещалось устройство фабрик и заводов. Кроме того, гудронированное Брест-Литовское шоссе (нынче проспект Победы), препятствовало образованию пыли. Благодаря песчаной почве (улицы поселка не были вымощены), даже после ливней и затяжных дождей здесь отсутствовали грязь и сырость воздуха. Местность была «здоровой».


Поселок освещался тридцатью керосинокалильными фонарями по 1200 свечей каждый!. Далеко не все современные дачные селения могут похвастаться подобной роскошью!


В начале своего существования, дачный поселок Святошин очень нуждался в появлении инфраструктуры. Рекламные объявления пестрели предложениями о том, что на весьма выгодных условиях сюда приглашались желающие «иметь свой частный бизнес». Результатом полезной деятельности предпринимателей стало то, что уже к 1914 году, спустя всего несколько лет после утверждения в бывшей отчужденной от города местности дачного общества, здесь имелись Николаевская церковь, почта, сберегательная касса, телефонная станция “для сношения с городом и уездом», два проточных (немаловажная деталь), пруда для купания, летний драматический театр, открытая сцена и концертная эстрада в дачном парке, частная библиотека, рынок, “гидропатическая лечебница-санатория”, аптека, кинематограф, теннисные корты, площадка для фребелевских игр (по-нашему, детская площадка для самых маленьких), множество торговых заведений и столовых, общественные бани, словом все, что необходимо для налаженного быта и полноценного здорового отдыха. Здесь же, вдыхая свежий воздух, могли «грызть гранит науки» ученики местных частного Коммерческого и Министерского двухклассных училищ, вечерних классов для взрослых, частной подготовительной школы.


К слову, воспитанники Киевского Кадетского корпуса, студенты Университета им. Святого Владимира, учащиеся гимназий, реальных, коммерческих и начальных училищ при наличии надлежащих удостоверений, предъявляемых кондукторам и контролерам, катались в Святошин и обратно за полцены. Правда, багаж и велосипеды перевозились по полному тарифу.


В местном общественном парке к услугам отдыхающих имелись прогулочные велосипедные и роликовые дорожки, тир, первоклассный ресторан с двумя бильярдами, здание драматического театра, в фойе которого устраивались танцевальные вечера. Два-три раза в неделю здесь играл симфонический оркестр. Уплатив годовой взнос – пять рублей, дачевладельцы и даченаниматели пользовались правом бесплатного входа с двумя членами семейства в парк.


Кроме того, при соблюдении цивилизованных норм поведения, Лесное ведомство разрешало дачникам отдыхать в Казенном лесу, который простирался до села Петропавловская Борщаговка, где имелась и небольшая речка. Многие Святошинцы совершали пешее паломничество в соседнюю Пущу-Водицу, чтобы быть ближе к Киеву, посещали друзей на хуторах Сан-Суси, Сан-Мари, Стрельна (эти названия исчезли после Октября). Теперь на месте бывших живописных, с каскадами озер и великолепных рощ для гуляний, – промышленный и жилой, но далеко не курортный район города, именуемый Нивки.


Уездный Мировой Судья, полицейский участок, четыре урядника, аж пятнадцать полицейских стражников, пожарное депо и земское санитарное попечительство денно и нощно обеспечивали порядок в самом поселке.


Благодаря налаженному быту, популярность Святошина затмила все остальные дачные пригороды Киева. Кроме того, около трех тысяч обывателей поселка проживали здесь круглый год. Цены на дачи здесь были довольно высокими: от 75 до 100 рублей за комнату в сезон,


Конкуренцию Святошину составляли Дар-ницкие дачи, находившиеся в 10-ти верстах от Киева. Пятидесятиминутный проезд по Московско-Киево-Воронежской железной дороге составлял 15 копеек с пассажира. При этом и старожилы и гости не переставляли удивляться, осматривая уникальный киевский железнодорожный мост. В 1912 году открылось новое сообщение Дарницы с Киевом по вновь построенной линии Киево-Броварского мототрамвая с веткой на Дарницу. «Сообщение быстрое и удобное. Вагоны отходят через каждые 20 минут. Киевская станция этого мото-трамвая находится на берегу Днепра, у здания Конной почты. Плата за проезд Киев-зарница ~ 20 коп. туда и обратно». .Здесь было освоено 366 участков. Сухая здоровая местность, песчаная почва, быстро впитывающая в себя влагу, прекрасный и обширный лес — таковы положительные качества Дарницы, как дачной местности». В версте от Дарницы, на Днепре были устроены купальни. Между поселком и рекой имелось сезонное сообщение посредством специальных купальных поездов! Цена билета составляла пятачок в один конец.


Святошинская и Дарницкие дачи находились в ведении местных управлений казенными имуществами, которые заботились, и как видно, весьма успешно, об их благоустройстве.


Специальные дачные «линейки», дилижансы и даже три ежедневных поезда Курско-Киевской железной дороги с вагонами всех классов, связывавшие Киев с Броварами, не смотря на сезонные льготные билеты, не спасали положения. Дачи здесь предлагались по цене в три раза дешевле, чем в Ирпене, Буче, Клавдиево, Немешаево или в той же Боярке, и в пять раз дешевле, чем в Святошине.


Справедливости ради замечу, что живописные дачи (правда, в ограниченном количестве), были и в самом Киеве, точнее на его окраинах:


Куреневке, Приорке, Сырце… Но, все же, то была «городская черта» и дачи эти терялись среди частных домиков с их банальными огородами. В то время, предместья Киева играли немаловажную роль в обеспечении города и ближайших пригородов продуктами огороднической деятельности. Так, Куреневка, известная своими садами и огородами, доставляла овощи, ягоды и фрукты на все киевские и пригородные базары, в том числе в Святошин.


Приорка практически повторяла «подвиг» Куреневки. Обилие огородов и садов этого предместья, содействовало наполнению потребительской корзины горожан щедрыми дарами.


Была еще одна удивительная киевская окраина, граничащая с Приоркой. Именовали ее как-то романтично, с примесью светлой печали:


«Кинь-Грусть». Говорят, что название это придумала сама императрица Екатерина. Еще киевляне прозвали эту местность Дачей Кульженко, потому что именно здесь скупил несколько дачных владений киевский издатель С. В. Кульженко – весьма обеспеченный и удачливый предприниматель, владелец одной из лучших типографий дореволюционной России. Сегодня от былых названий, а равно и роскошных дач не осталось следа. С современной площади Шевченко отправляются в Пущу-Водицу трамваи, едут в Вышгород автобусы. Но вернемся в прошлое.


103 года тому назад открылся для киевлян еще один дачный поселок, устроенный в городском лесу, вблизи куреневской окраины. Как вы уже догадались, это была Пуща-Водица. От Александровской площади (ныне -Контрактовая) сюда можно было добраться трамваем. 24 копейки в один конец и 43 (со скидкой) туда и обратно. Время в пути – один час. Освоили в Пуще 600 участков. И по сей день Пуща разделена на линии. Тогда в ней насчитывалось 16 улиц. Цены на дачи были умеренными: 100-150 руб. за две комнаты с кухней за сезон.


Церковь, почта, телефон, ресторан, купальня, аптека, школа, театральный зал с эстрадой для оркестров военной музыки, буфет, небольшая речка и чистые пруды с пунктами проката лодок и т.п., создавали определенные удобства для господ отдыхающих. Пруд «Дворец», находившийся в аренде Общества рыбоводства и рыболовства, представлял всем желающим платную услугу – половить рыбку и раков.


Контора городского лесничего, полицейское управление и дачная канцелярия, своеобразные «Пуща-Водицкие Присутственные места» обеспечивали решение административных вопросов.


Интересно, что село Киевского уезда Китаев (Голосеевский административный район современного Киева) также считалось дачной местностью.


Итак, чтобы быть полноценным дачевладельцем («святошинцем» и не только), девяносто лет назад, требовалось соблюдение Обязательного санитарного постановления, фрагменты которого (возможно, весьма ценные для современных дачников), приводятся ниже. Строго регламентированная «обыденность», спасала тогдашнее общество от всевозможных, свойственных нашей эпохе «беззаконий мелкого масштаба».


«Дачевладельцы обязаны содержать в чистоте прилегающую к их дачам половину улицы и не выбрасывать на них никаких гниющих предметов, как-то: трупов животных, гнилого мяса, рыбы и т.п., а также навоза и мусора.


Выравнивание улиц в роде засыпки промоин, может производиться только с разрешения санитарных попечителей.


Воспрещается выпасать и вообще оставлять бродить по улицам скот. Бродячий скот может быть арестован владельцем усадьбы, подле которой будет найден.


На улицах и шоссе, лежащих в районе дачных поселков запрещается останавливаться для ночлега приезжающим подводам…


Вывозимый мусор не должен быть рассыпаем по дороге. Сжигание мусора в усадьбах допускается или ранней весной или же по окончании дачного сезона не ранее сентября».


Эти правила дополнялись новыми жесткими пунктами по мере того, как Святошин все более превращался в курорт. Климат Святошинского леса, по мнению известных светил медицинской науки имел целебную силу. Знаменитый терапевт Феофил Гаврилович Яновский рекомендовал селиться здесь легочным больным и сердечникам. Правда, цены за престижные участки «кусались», а поэтому, хозяевами местных дач становились прежде всего обеспеченные семейства города.


Очень метко подметил Осип Мандельштам основное занятие самых почетных жильцов шикарных загородных особняков, «где однодумы-генералы свой коротают век усталый, читая «Ниву» и Дюма. Особняки, а не дома».


А вот информация, адресованная любителям быстрой езды. В начале прошлого века скорость движения автомобилей в пределах населенных мест Киевского уезда не могла превышать 5 верст в час на оживленных улицах и 10 верст на второстепенных. Каждый автомобиль имел металлические ярлыки с обозначением номера. Уездная Управа взимала за это удовольствие 10 рублей в год. Кроме того, во время езды вечером, предписывалось, чтобы на автомобиле были зажжены фонари: два спереди и один сзади, освещающий номер. При этом передний левый фонарь снабжался зеленым стеклом (совсем как на фюзеляже современного авиалайнера). Следовало принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля, подавать сигналы при приближении к перекресткам и перед всеми крутыми поворотами. За невыполнение этих требований владельцы автомобилей подвергались штрафу в три тысячи рублей (сумма просто фантастическая), а водители – аресту на три месяца с лишением права управления транспортным средством.


В начале века страна пережила «велосипедный бум». Хотя самый недорогой велосипед стоил 75 рублей, а значит, приобрести его могли далеко не все, тем не менее, специализированные магазины выдавали «двухколесного коня» во временное пользование всем желающим лицам старше 12-ти лет за очень умеренную плату. А поэтому седлали его и гимназисты, и уважаемые дамы,


и состоятельные господа.


Велосипедисты, которые поначалу вели себя, как взбредет в голову, вынудили власти разработать специально для них свои обязательные правила. «На перекрестках улиц езда должна быть обязательно тихая. Во всех местах скопления публики, или экипажей и возов, ездок должен сойти с велосипеда или мотоциклетки и провести машину в руках.


Не допускается употребление для предупреждения лиц, встречаемых и обгоняемых, вместо звонкасирен, рожков или других каких-либо инструментов. Очень быстрая, гоночная и в перегонку езда, равно, как и езда без руля и звонка, а в ночное время, без зажженного фонаря, воспрещается.


При встречах и настигании церковных или похоронных процессий, велосипедист должен сойти с велосипеда и провести его в руках. Передавать номера своего велосипеда или мотоциклетки другому лицу воспрещается».


Как известно, дачные поселки изобилуют всевозможной домашней живностью, главную касту которой и сегодня составляют коты и собаки. В Святошине нередко фиксировались случаи бешенства бродячих собак, а поэтому все домашние четвероногие друзья осчастливливались Уездной Земской Управой, которая выдавала тридцатикопеечный ярлык и значок, прикрепляемые к ошейнику. Собаки, не имевшие такого «паспорта» отлавливались будочниками в «утилизационный завод» для уничтожения. Правда, в течение четырех дней владелец пойманной без ярлыка собаки мог добиваться ее возвращения. Не за просто так. Каждый день пребывания собаки в ведомстве подрядчика обходилось ее хозяину в двадцать пять копеек. ‘


В Святошинском дачном поселке за все время его существования освоили 450 участков. Имея деньги, можно было при этом «прикупить» часть леса. Для лиц, занимавшихся легковым извозным промыслом, была установлена специальная такса. Так, проезд по поселку в один конец, согласно прейскуранту, обходился пассажиру в 20 копеек, а за час езды полагалось платить полтинник. Причем, для крытых экипажей на резинах (за дополнительные удобства нужно и платить соответственно), такса повышалась вдвое.


В сезон население Святошина достигало 12 тысяч человек. Гостем Святошина мог быть и почтенный киевлянин, и какой-нибудь кузен Лариосик из Житомира.


Естественно, в этой популярной местности возник обширный рынок. Владельцу базарной площади вменялось производить ее ежедневную уборку и очистку. Интересны выдержки из инструкции, многие пункты которой сколь свято соблюдались тогда, столь свято не выполняются в наше сплошь и рядом «базарное» время:


«Места приготовления, хранения и торговли съестными припасами ни в каком случае не должны служить местом для жилья или спанья кого бы то ни было.


Мясные лавки должны быть содержимы в полной опрятности. Стены, полки и столы должны быть выкрашены белой масляной краской, а полы ~ желтой, причем в состав краски не должны входить свинцовые соединения. Верхние доски столов, где раскладывается разделанное мясо, покрываются цинковыми листами. Торговцы мясом одеваются в холщовые балахоны с рукавами, но отнюдь не в передники без рукавов. Как мясо вообще, так и телятина, не должны быть надуваемы для придания им лучшего вида.


Молоко, выпускаемое в продажу, должно быть чистым, без подмесей и не разбавленным водой.


Посуда и покрышки должны быть безукоризненной чистоты. Отпускать продукты разрешается только в чистую оберточную бумагу. Пищевые продукты, признанные недопустимыми к употреблению, уничтожаются после составления медико-полицейского протокола».


Между прочим, все открытые в Святошине парикмахерские, бани, купальни и прачечные общественного пользования подчинялись киевским правилам (установленным для населенного пункта первого класса).


Дачники из «ранишнего» времени прекрасно описаны Чеховым, Буниным, Куприным… Возможность узнать подробности имеются у всякого, кто умеет читать и любит художественную литературу.


Для тех, кто не совсем знаком с постановкой дачного дела в годы советской власти, сообщу, что тогда размеры участка не могли превышать шести соток, а высота домика – один этаж. Регламентировалось количество высаженных на участке фруктовых деревьев. Администрация имела право вырубить лишние деревья и кусты, либо требовать уплаты специального налога, а то и штрафа. Имея специальное, одобренное партийным и советским руководством, разрешение на содержание домашней живности (определенное число курей, гусей, уток или свиней, коз, коров), хозяин участка был обязан отчитываться “поштучно» за каждую из «особей».


Современный дачный бум в котором роли первых скрипок исполняют «новые украинские», в большинстве своем лишь бледное подобие прошлых времен. Имея огромные средства, на все тех же шести сотках или прикупленных к ним еще шести, возводятся нелепые в архитектурном отношении «дворцы-казематы». Некоторые откровенно напоминают «тюремные замки». С чего бы это? Скученность зданий на участках столь велика, что словно Кай и Герда, детишки хозяев новых дач могут ходить друг к другу в гости через окна своих хоромин.


Мне остается с грустью констатировать, что сегодня от былого курортно-санаторного поселка Святошин, от Пущи-Водицы, дачной Старой и Новой Дарницы, а равно и от множества других дореволюционных дачных селений Киева почти ничего не осталось.


Исчезли знакомые с детства киевлянам среднего и старшего | поколения святошинские «просеки». Жалкие останки некогда добротных I дач еще можно увидеть в редком мелколесье, уцелевшем при строительстве I мощного жилого массива. Уничтожены фруктовые деревья, в частности, | яблони, сливы, абрикосы и вишни, многие из которых плодоносили(!) до 1 недавнего времени. Совсем, как у Раневской получается! Срубили «Вишневый сад» под самый корень! Не способствуют улучшению экологии гигант отечественного машиностроения завод «Красный экскаватор” (а ведь вспомним, что строить в этой местности крупные промышленные предприятия категорически запрещалось), и Авиационное производственное объединение. Отнюдь не благообразный вид имеет рынок, организованный у станции метро «Святошин».


В «ничейном» лесу, примыкающему к массиву, мусора, оставленного современными «господами» отдыхающими больше, чем самих деревьев. Здесь в пору строить завод по утилизации мусора и прочих отходов. Озера и речка этой некогда престижной дачной местности нынче просто в ужасающем состоянии. Похожая ситуация и в дачной местности Пуща-Водица. Создается впечатление, что многие из современников живут по принципу «после нас – хоть Потоп!». Возможно, когда кто-нибудь прочтет главу этой книги в году эдак 2050-м, ситуация станет иной, ибо очень хочется надеяться, что придет время, когда появятся на нашей киевской земле люди, которые станут наконец-то бережно относиться к природе!