Но уже к концу столетия поле превратилось в городские кварталы, где “по обеим сторонам красивейшей архитектуры стоять дозволено домам”. Строки поэта-мечтателя Григория Карпенко, написанные еще в 1836 году, оказались пророческими Квартал между Золотыми воротами и Оперным театром действительно поражал своей перспективой. И доминировали в этом ансамбле здания, расположенные на нечетной стороне улицы. Дом N45 до сих пор считается одним из красивейших в Киеве. Построенный в 1891 году в формах позднего ренессанса он выгодно отличался от своих соседей пышно оформленным фасадом и тремя массивными башнями. Полногрудые кариатиды и могучие атланты поддерживают многотонную массу лепки, перекрытий и балконов.

На фасаде здания, между двумя коринфскими полуколоннами, можно обнаружить интересную скульптурную композицию. Два “глубокомыслящих” мальчика лежат под веткой с плодами (видимо, Древа познания) и держат в руках: один — факел, а другой — жезл с надписью “SPQR”, на котором восседает сова. Факел символизирует просвещение, а сова — мудрость, а латинские буквы — девиз древних римлян: ” Сенат и народ римский”. Во дворе П-образного здания находится 2-этажный особняк, именуемый с 1947 года Домом ученых. А в начале прошлого века здесь размещалось Общественное собрание — клуб либеральной интеллигенции, в зале которого (рассчитанного на 400 человек) проводились публичные лекции, концерты и танцевальные вечера.

Документально неизвестно, присутствовал ли на вечерах юный Саша Вертинский. Но родился он в соседнем доме N43, о чем упоминал в своих стихотворениях: “Тут рожден, с этажа четвертого я сбегал, не зная забот…” “Только где тот четвертый этаж?” — спросит читатель, глядя на фото 3-этажного здания. Действительно, дом этот — необычный: с улицы — три этажа, со двора — четыре. Да и архитектура его оригинальна. Возведенный в 1889 году по проекту архитектора Николаева он скорее напоминает старорусский терем с острыми ниспадающими фронтонами и полуциркульными окнами. Хозяин здания, профессор Афиноген Антонович, являлся издателем газеты “Киевское слово”, на страницах которой увидели свет первые рассказы Куприна, а также печатался отец Вертинского, подписывая свои фельетоны “Граф Нивер” (Николай Вертинский).

В 1889 году был построен и красивый дом N47 купца 1-ой гильдии Фридриха Михельсона (арх. Сичугов, Шилле). На первом этаже размещалась женская гимназия госпожи Бейтель, а на третьем — Рисовальная школа Николая Мурашко, в которой преподавали Врубель, Пимоненко, Сикорский, а почетными мэтрами являлись Репин и Ге. Экзотическим дополнением к трем респектабельным зданиям служил небольшой военный погребок “Замок Тамары”. Это его любили посещать герои Булгакова, говоря друг другу: “Зайдем к Тамарке!”

Но знал ли автор “Белой гвардии”, что именно в этом заведении в первый день “страшного” 1919 года произошло резонансное событие, о котором потом говорил весь город? Вот заметка из газеты “Последние новости” (от 2-го января): “Вчера, средь бела дня, подвергся налету бандитов грузинский винный погреб “Замок Тамары”. Грабители скандировали: “Руки вверх!” От храбрых хозяев “Замка Тамары” они услышали: “Убирайтесь вон!” — и выстрелы. Грабители пустились бежать по Владимирской улице. По ним была открыта стрельба…” Как вы помните, бег Турбина, погоня и выстрелы начались именно на пересечении улиц Владимирской и Прорезной.