С удя по всему, сейчас театр в Киеве становится модной фишкой. Как иначе объяснить, что бизнесмены и менеджеры, юристы и спортсмены, студенты и домохозяйки внезапно становятся актерами? Нет, не увольняются с работы и не уходят из вузов, остаются «при своих», просто занимаются театром в качестве хобби. Затратное, кстати, хобби: силы, время, эмоции, постоянные репетиции, спектакли, снова репетиции… «Газета» задалась вопросом: зачем им это?



Причина №1. Избавиться от одиночества


Представьте, идете вы по Крещатику, видите толпу народа. Протиснувшись поближе, видите, что в центре образованного любопытствующей толпой круга довольно громко (прямо-таки профессионально поставленными голосами) ругаются парень с девушкой. «С каких это пор ссоры между парами стали так интересовать народ?» – думаете вы. А через пару минут вдруг понимаете, что ссорятся они не просто так: их диалог построен на цитатах и монологах из узнаваемых классических произведений («Бесприданница»
Островского, чеховские «Медведь» и «Чайка», «Последний лист» О’Генри). Да и одеты, вроде бы, нормально, но «с изюминками»: у нее на голове бигуди, у него – рубашка навыворот. Словно не посреди Крещатика, а дома на кухне. Невольно становится интересно, чем все действо закончится, да и что это такое вообще.


А вообще это – уличный аматорский театр «Сиквел». По словам профессионального режиссера и организатора студии Марии Косовской, основная задача театра – дарить вторую жизнь классике.


– Берется классическое произведение, – говорит режиссер. – Устаревшие моменты адаптируются под сегодняшнего зрителя: меняется манера поведения, одежда героев, разговорная речь, но фабулу оставляем.


Репетиции происходят еженедельно… на кухне у режиссера. А когда тепло – и «в полевых условиях». Основной состав – 7 человек (возраст – от 21 до 50 лет). Новенькие приходят, по словам Маши, часто, но вот остаются немногие.


– Надолго остаются чаще всего молодые люди, которые уже работают, но у которых пока нет семей и каких-либо серьезных обязанностей (купить и приготовить еду, накормить ребенка и т.д.), – рассказывает Маша. – У них уже есть свое место в жизни, но при этом есть некий «эмоциональный недобор» по ощущениям. Играя в театре, они восполняют эту пустоту и учатся лучше себя понимать.


– Самая доброжелательная публика – на Крещатике, – делится наблюдениями Маша. – Чаще всего подходят компаниями: если человек идет один, он, видимо, стесняется остановиться. Хотя как только люди видят, что кто-то уже стоит, – прямо таки налетают со всех сторон. Даже «Браво!» кричат. Цветов, правда, еще не дарили. Когда и где пройдет следующее представление, режиссер пока не знает. Но обещает – это будет летом, где-то в центре города. Телефон Марии: 068-923-15-52.


Причина №2. Быть тем, кем не получается в «обычной» жизни


Попав на спектакль «Аз», который вместе со студентами Киево-Могилянской академии поставил режиссер Андрей Приходько, переносишься на 300 лет назад. Именно тогда была создана пьеса «Ужасная измiна сластолюбиваго житiя…» (на самом деле название длиннее раз в десять, но запомнить его с первого раза просто нереально), по которой и поставлен спектакль. Путешествие в этой «машине времени» начинается с того, что учитель проводит лекцию на старославянском языке (театрализованные лекции были в порядке вещей триста лет назад) и зритель постепенно превращается в одного из «спудеев».


Хочешь, не хочешь, а начинаешь увлекаться повествованием, переживать за героя рассказываемой учителем причти о Лазаре. Даже запах здесь, в театральной студии «Могилянки», какой-то древний (так пахнут старые книги), а старинные костюмы и музыка заставляют полностью поверить в реальность путешествий во времени. На сложный язык перестаешь обращать внимание уже после первых нескольких минут представления: о том, что живешь в XXI веке, а происходящее – всего лишь спектакль (да еще и с непрофессиональными актерами), вспоминаешь уже по окончании действа.


Это представление – одно из многих, организованных и проведенных Киево-Могилянским театральным центром «Пасіка», созданным Андреем Приходько. Этот центр – настоящий клад для талантливых актеров и режиссеров (как профессионалов, так и любителей).


– Андрей Приходько задумал центр как место, где будут объединяться разные театральные группы молодой генерации (молодой – в смысле активности, а не возраста, который для нас значения не имеет), – рассказал нам актер Сергей Довгалюк. – Сюда может прийти человек, который чувствует в себе потенциал, чтобы стать режиссером или актером. При этом мы не требуем, чтоб он имел специальное образование, корочку какую-то или связи. Ты просто приходишь, предлагаешь и делаешь.
Неудивительно, что от желающих «приходить и делать» нет отбоя. Тем более, что здесь никто никого ни в чем не ограничивает – экспериментируй, твори, что хочешь, тебе никто
слова кривого не скажет.


– Люди, которые здесь работают – это не потребители, говорящие: «Я пришел, я талантливый, делайте тут со мной искусство». Они сами готовы быть творцами, – продолжает Сергей. – Чего здесь только не делают наши режиссеры: и водой все заливают, и зрителей из зала выгоняют, и никто их за это не отругает, наоборот – похвалят. И часто бывает так: пришел человек, чтобы попробовать себя в одном проекте, и остался, потому что увидел, что здесь есть свобода, которую нигде в другом месте ему не позволят.


Зрителей на спектакли центра приходит немало. Обычно – не меньше, чем две трети зала.


– Очень многие о нас узнают через социальные сети – даже из других городов приезжают. Наши зрители нередко по своей инициативе заводят темы и целые блоги, посвященные центру, – оттуда в основном о нас и узнают, – говорит Довгалюк.
Спектакли проходят на сценах, находящихся по улице Ильинская, 9, а также на уличных площадках – в студенческих городках. Обычно билеты для студентов – 15 гривен, для людей «с улицы» – 25.


Причина №3. Излечиться


Когда идешь по коридорам «Павловки», все, что в обычной больнице казалось бы вполне нормальным, здесь выглядит как-то зловеще. И люди, идущие тебе навстречу по выкрашенным светлой краской коридорам, – вполне обычные люди, таких сотни проходят мимо на улице, – пугают и интересуют одновременно, заставляют всматриваться в их глаза, вдумываться: «А что же с ними не так? И сколько на самом деле больных людей ходят по улицам и выглядят вполне здоровыми? И вдруг я – один из них?». И страшно даже у кого-то спрашивать, где здесь конференц-зал (а именно туда-то нам и нужно).


Правда, все эти мысли и страхи исчезают, как только вы шагаете через порог искомого зала. Потому что оказываетесь не в конференц-зале, а на морском берегу. Луч света выхватывает в черном провале сцены человеческую фигуру. Нарастает звук – грохот волн – и фигура стремительно приближается к зрителю. Прямо на нас бежит старик в грубом хитоне и распахнутом плаще. Это – всемогущий волшебник Просперо, узнавший о том, что Господь отдает ему в руки его заклятых врагов… Так начинается спектакль театра «Будьмо» при больнице им. Павлова.


Театр возник по инициативе главврача больницы Вячеслава Мишиева – как одна из форм реабилитации. Руководитель театра Сергей Эненберг рассказал, откуда взялось название и что оно означает:


– «Будьмо» расшифровывается как «Братерство Українських Деміургів, Міжпланетарне Об’єднання». Мы считаем, что каждый человек – это отдельный мир, который он сам строит, он – демиург, творец, создатель. И какой бы хаос ни существовал в его внутреннем мире, он должен реорганизовать его в порядок, заменить плохое хорошим.
Актеры присоединяются к театру по собственной инициативе. Два раза в неделю в больнице проходят концерты, выставки и презентации, на которых кто-то читает свои стихи, кто-то поет песни, кто-то играет.


– Это занятия для всех, доктора из разных отделений приводят на них людей для, скажем так, пассивного творческого отдыха, – рассказывает Сергей. – А после концерта я говорю: «Ребята, если у вас есть желание принять участие в занятиях – подходите, будем пробовать». Приходят очень многие. Но главная проблема театра – это стабильность группы, потому что люди, которые заканчивают стационарное лечение, редко потом приезжают в больницу, им не хочется быть связанными с ней дольше, чем нужно.
Сейчас театр работает над спектаклем «Буря» по Шекспиру, летом и осенью актеры уже показывали готовые отрывки, а к концу мая собираются поставить первое действие. Правда, обычную публику на представления «Будьмо» пока не пускают. Зрители – друзья, знакомые, другие пациенты.


– Презентация работы перед городской публикой требует предупредительных мер, – уверен Сергей. – Очень важно сделать так, чтобы то, что увидит зритель, не обмануло его ожиданий. Ведь если посреди спектакля люди начнут вставать и уходить, это может ранить, особенно таких актеров, как наши. В мае будет еще закрытый показ «Бури», но в следующем сезоне надеюсь, наконец, сделать открытый.


Причина №4. Разобраться в себе


Представлять театр-студию импровизации «Черный квадрат», пожалуй, не имеет смысла. Многие спектакли «Квадрата…» уже давно стали легендарными. Сходить на их «Тамару и демона» у нас уже считается едва ли не плохим тоном – дескать, все приличные люди уже посмотрели! – а над «Одиннадцатью минутами после секса» любители театра смеялись уже не одну сотню раз.


Играют в «Квадрате…» люди самых разных возрастов и профессий (хотя средний возраст – 25-35 лет, есть и 16-летние, и те, кому за 40). И репетиции, и спектакли проходят по вечерам – чтоб актеры успели с работы приехать. Денег за выступления в театре они не получают, зато, по словам Ирины, получают массу удовольствия. И не только.


– На сцене человек может решить многие проблемы: научиться раскрываться, «снять шелуху», разобраться в себе, – говорит она. – Здесь он не боится рисковать, быть слишком плохим или слишком хорошим, «проигрывает» ситуации, которые важны для него в реальной жизни. То же самое люди делают на психологических тренингах, но там они за это еще и платят деньги.


Зрители же, по словам Ирины, любят театр за то, что в нем можно расслабиться, отдохнуть:


– Мы играем таких же людей, как мы, как они. У нас нет «мрачняка» – наш художественный руководитель считает, что мир должен становиться лучше, оттого что мы находимся на сцене, поэтому и спектакли у нас не депрессивные, а легкие, жизнеутверждающие.


Новые актеры в театр приходят именно из числа бывших зрителей. Если вскоре после спектакля должен состояться кастинг, режиссер обязательно говорит об этом со сцены, и все, кому понравилось действо и кто хотел бы поучаствовать в этой кухне «изнутри», приходят на пробы. Ближайший кастинг, кстати, состоится в сентябре. А спектакли проходят на большой сцене (в Доме художника, ул. Артема, 1), на камерной сцене (ул. Артема, 5б) и экспериментальной сцене (бульвар Шевченко, 27). Телефон заказа и бронирования билетов – 353-08-43.


P.S.
Причины, по которым человеку может вдруг захотеться выйти на сцену, могут быть самыми разными. Но в них ли дело? Пообщавшись с этими людьми, увидев, как переживают за свое детище и актеры, и режиссеры, понимаешь, что для них театр – это намного больше, чем хобби. В таких театрах люди не получают денег за спектакли, они получают удовольствие от сцены, а не «работают» на ней,
как это подчас происходит даже с очень профессиональными актерами