Известно, что Николай Николаевич спроектировал и построил в Киеве не менее десятка домов, однако возведение этого здания было его довольно удачным строительным дебютом.Так на весьма неудобном месте, у подошвы летописной крутейшей горы Уздыхальницы в 1888 году на середине Андреевского спуска начинается постройка оригинального дома, которому присваивается номер 20 – тогда нумерация домов шла сверху, от Андреевской церкви.

В ходе строительства заказчица обращается в городскую управу за разрешением облицевать кирпичом второй этаж и такое разрешение получает.Необходимо отметить, что сложность возведения дома «постройки изумительной» заключалась в основном в том, что грунт, на котором он должен был покоиться, состоял из Киевского леса, известного всем строителям как весьма ненадежный из-за его возможной подвижности при попадании в него даже небольшого количества воды.В старых архивах до сих пор сохраняются документы, свидетельствующие о том, что жильцы, самовольно раскапывавшие подножие Уздыхальницы для хозяйственных нужд, например, для устройства погреба, привлекались к судебной ответственности. Памятуя об этом, хозяйка усадьбы, желая пристроить небольшой одноэтажный флигель под горой, снова обращается за разрешением и получает его, только дав расписку, что «Не буду иметь претензии по случаю сползания горы в моей усадьбе». После чего архитектор Н.Горденин начал строительство флигеля, не прекращая строительства фасадного корпуса.Строители сложили стены дома из кирпича, который поставляли местные Киевские фирмы «Бр.Мозговых» и «М.Рихерт» под расшивку, без покраски.

Замковая гора в Киеве не только привлекательное место, но и место для любителей острых ощущений

Главный фасад здания, смотрящий семью окнами на Андреевский спуск и Замковую гору, не повторяет кривизну спуска, благодаря чему строго симметрична анфилада всех комнат, выходящих балконом и окнами на улицу. Он членен на три части выступающими боковыми псевдо-ризалитами. Парадный вход и лестница ведущая на 2-й этаж дома, устроены на краю западной части главного фасада.Два боковых фасада здания выполнены весьма скромно, в том числе и того, который примыкает к знаменитой «щели» между домами №11 и №13. Дворовой фасад за верандой отштукатурен по дереву и побелен. В 1889 году постройка здания была завершена.

Дом получился двухэтажным со стороны парадного входа, а снизу, с восточной стороны – трехэтажным из-за полуподвального помещения, которое владелица сдала под небольшой бакалейный магазин.Первой этот дом заселила заказчица В.А.Литошенко, которая заняла нижний этаж, квартиру №1, а второй этаж дома сдавался жильцам.После нескольких перепродаж дом приобрел в 1909 году гражданский инженер-архитектор Василий Павлович Листовничий. Хозяин с женой Ядвигой Викторовной и дочерью Инной заняли весь первый этаж.К этому времени квартиру №2, которая размещалась на втором этаже, с 1906 года занимала семья профессораКиевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Но когда новый владелец приобрел дом, глава семейства уже умер и большую семью профессора возглавляла теперь его вдова Варвара Михайловна. На ее попечении оказалось семеро детей, которых необходимо было поставить на ноги. Ее первенец, Михаил Булгаков, не достиг еще совершеннолетия и являлся учеником Киевской 1 гимназии, а самой младшей Леле было всего только пять лет.

Наверное, добрые отношения, сохранившиеся между Листовничими и Булгаковыми еще до переезда их на Подол, не позволили хозяину дома тревожить своих квартирантов, и они продолжали сохранять за собой весь второй этаж, все «семь пыльных и полных комнат».Зимой изразцовые печи «грели и растили» всю большую семью Булгаковых. В доме было тепло и уютно. А летом погрузив на подводу нехитрый домашний скарб и непременно пианино, вся семья отправлялась в Бучу, на свою дачу, которую успел построить еще Афанасий Иванович.Подрастали и взрослели дети.Михаил, закончив в 1909 году гимназию, поступил на медицинский факультет Киевского Университета святого Владимира. Его братья и сестры стали гимназистами.В доме появились «японцы» – дети брата Афанасия Ивановича, которых их отец Петр Иванович, настоятель православного храма в Японии, отправил в Киев к Варваре Михайловне, дабы дети не забыли своих отеческих корней. Костя и Коля поселились в угловой комнате вместе с Михаилом. Все трое продолжали учиться.А в 1913 году Михаил женился. Его женой стала приехавшая из Саратова Тася Лаппа.Мирная, патриархальная жизнь семьи продолжалась до 1914 года, когда в августе вспыхнула Первая мировая война.В 1916 году, завершив курс наук в Университете, Михаил Булгаков получает диплом «лекаря с отличием» и сразу же подает прошение отправить его во флот корабельным врачом. Однако, обнаруженная еще в детстве болезнь почек не позволила ему успешно пройти медицинскую комиссию. Но молодой врач не унывал и подал новое прошение – добровольцем Красного крестав Киевский военный госпиталь. Работая в прифронтовых госпиталях Каменец-Подольска иЧерновцов, Михаил Булгаков познал ужасы войны, стоя в белом халате за операционным столом. А в 1917 году его направляют в Земство – в глушь Смоленской губернии, где он год служит врачом. И только в 1918 году снова оказывается в родном доме на Андреевском спуске.

М. Булгаков

Здесь, в доме в угловой комнате с балконом он оборудует медицинский кабинет и принимает пациентов как врач-венеролог.Пережив в Киеве 14 переворотов, М.Булгаков с войсками Добровольческой армии в качестве военврача оказывается на Кавказе. Тяжело заболев, он не смог уйти с белыми и оказался во власти красных.После выздоровления Булгаков бросает медицину и начинает писать. Сначала в местных газетах появляются его фельетоны, затем на сценеВладикавказского театра – пьесы. Вот тогда и зародилась у него идея описать события гражданской войны в Киеве, в эпицентре которых оказалась семья Турбиных.Дальнейшая жизнь будущего писателя сложилась так, что он уже не возвращается в Киев и направляется в Москву.«В конце 1921 года приехал без денег без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий… Напечатал ряд рассказов в журналах в Москве и Ленинграде. Год писал роман «Белая гвардия». Роман этот я люблю больше всех других моих вещей» (Автобиография 1924 г.).На многие годы дом на Андреевском спуске «забыл» о жившей в нем большой дружной семье. Да и люди, обитавшие в Городе, и даже часто проходившие по самой фантастической Киевской улице – Андреевскому спуску – не знали, что дом под №13 и есть тот самый дом, в котором жил их земляк Михаил Булгаков, и где волею писателя «живут» любимые его герои – Турбины.Одним из первых, кто протоптал тропинку к этому дому, был еще один замечательный киевлянин – Виктор Платонович Некрасов. Прогуливаясь с приятелями по Киеву он побывал на Андреевском спуске и, пообщавшись с обитателями дома, поместил в журнале «Новый мир»(1967, №8) очерк «Дом Турбиных», где впервые сообщил, что именно в этом доме жили Турбины.К тому времени вся семья Булгаковых давно разъехалась, преследуемая гражданской войной и революцией, покинув домашний очаг.С первого на второй этаж перебралась вдова погибшего на Припяти в 1918 году хозяина дома В.П.Листовничего Ядвига Викторовна с дочкой Инной.Уплотняя жильцов, городские власти поселили в дом семьи, которые, естественно никакого отношения ни к Булгаковым, ни к Листовничим не имели. Новые жильцы начали заниматься перепланировкой помещений, приспосабливать их под спальни, кухни, кладовки, туалеты.Дочь хозяина, Инна Васильевна, вышла замуж за Н.И.Кончаковского. У них появились дети Валерий и Ирина. Когда их дети обзавелись семьями, пришлось и им кое-что перестраивать, в основном, на втором этаже дома.По тропинке, проложенной В.Некрасовым многие находили на Андреевском спуске дом, в котором жил Михаил Булгаков. Люди хотели посмотреть этот дом, почувствовать ту атмосферу, которая окружала героев любимого булгаковского романа «Белая гвардия».Инна Васильевна часто принимала гостей, много и интересно рассказывала о семье Булгаковых, показывала семейные фотоальбомы, говорила о своем отце, гражданском инженере-архитекторе. По ее словам, он никак не походил на Василису из знаменитого романа и сокрушался о том, что Виктор Платонович «в негативных тонах» описал их первую встречу, а главное то, что он в качестве прототипа Василисы назвал ее отца Василия Павловича.Многие Киевляне, да и не только одни они, хотели видеть в доме №13 музей писателя М.Булгакова. Но неоднократные обращения в городские инстанции долго ни к чему не приводили.

И все же к 90-летию со дня рождения М.А.Булгакова Управление Культуры города решило установить на фасаде дома, где жил писатель, мемориальную доску.

Известный скульптор А.В.Кущ и архитектор Б.Л.Кравчук в короткий срок создали оригинальную композицию. Правда, в 1981 году доску не удалось установить, но все же в очень холодный февральский день 1982 года рабочие во главе с бригадиром, которого звали Михаилом Афанасьевичем, прочно укрепили на доме №13 бронзовую доску с портретом Михаила Булгакова.А в 1988 году на 1 этаже дома районные власти разрешили создать выставку, посвященную жизни и творчеству М.А.Булгакова, которая пользовалась большим успехом у посетителей.В феврале 1989 года «лед тронулся» – вышло Решение исполкома Киевского городского Совета народных депутатов за №117, из которого следовало что «враховуючи пропозиції широкої громадськості країни, з метою популяризації творчої спадщини видатного російського письменника М.О.Булгакова… виконавчий комітет вирішив створити у Києві на Андріївському узвозі, 13 Літературно-меморіальний Музей М.О.Булгакова – як відділ Музею історії Києва».Музей истории Киева сразу активно включился в работу. Возглавила ее Тамара Евгеньевна Хоменко, директор Музея, при активном участии первого секретаря Подольского райкома партииИ.Н.Салия. Тогда же в штат строящегося музея были приняты Д.В.Малаков и автор этих строк, которые вместе с реставраторами взялись за работу по воссозданию дома и созданию в нем музея. С Киевским институтом Укрпроектреставрация был заключен договор на разработку проектной документации по реставрации мемориального здания.К счастью, архивы сохранили документацию по его постройке. Кроме того, воспоминания жены писателя Т.Н.Кисельгоф позволили уточнить некоторые особенности планировки и меблировки комнат.Автором проекта реставрации была назначена И.М.Малакова, главный архитектор проектов института Укрпроектреставрация. Перед реставраторами была поставлена задача полного воссоздания первоначальной планировки самого здания как памятника культуры, охраняемого государством.Также необходимо было вернуть первоначальный вид всем комнатам второго этажа и сохранить в мемориальных помещениях паркетные полы, изразцовые печи, двери, установочную фурнитуру и т. д. Реставраторам помогло то, что остались воспоминания родных и близких М.Булгакова о самом доме, меблировке жилых помещений, а также о проводимых перестройках в квартире на втором этаже. Кроме того, в архивах отыскалась строительная документация, включая поэтажные планы здания.Реставрационные работы начались с тщательного обследования несущих конструкций здания путем проведения зондажей, снятия полов и определения возможности их дальнейшей эксплуатации. Оказалось, что за сто лет почти все деревянные конструкции пришли в негодность, и использовать их не представлялось возможным.Но стены здания сохранили достаточную прочность и могли выполнять свои функции при сравнительно небольших конструктивных доработках.

Усилиями Д.В.Малакова были идентифицированы все двери, оконные и дверные приборы, печной кафель, щитовой паркет, лестничные перила и др. Все это было сохранено и возвращено на свои подлинные места в доме.Реставраторам также помогло и то, что прежние владельцы квартир, приспосабливая помещения для своих нужд, практически ничего не выбрасывали. Так, например, удалось найти на чердаке «родные» дубовые поручни парадной лестницы.Были, конечно, и утраты. Пришлось заменить утраченные гранитные ступени нижнего марша лестницы, которые сняли в 30-х годах для расширения жилых помещений. Из-за существенного повреждения деревянных элементов сруба, облицованного кирпичом, внутренние стены и перегородки мемориальной квартиры заменены на кирпичные, сами перекрытия и каркас выполнены из металла (см. Collecium №1-2, 1995 г. с. 172-181). Несмотря на трудности, реставрация здания завершилась успешно в соответствии с проектной документацией.И уже к 100-летнему юбилею М.А.Булгакова – 15 мая 1991 года дом на Андреевском спуске, 13 под очень выразительный одиночный удар грома в ясный солнечный день широко распахнул свои двери.В тот памятный день посетители поднявшись по главной лестнице на второй этаж, смогли увидеть все, но пустые, без мебели, комнаты, в которых в начале века жили Булгаковы.Впереди предстояли большие работы, призванные превратить все помещения этого дома в Дом Булгакова и в Дом Турбиных.